Расчёт на прочность и выносливость рамы двухосной тележки электровоза, страница 4

Скорость, км/ч.

Силы.

FД

РДТ

RT

V=0

80

42

2,48

V=VД=71,2

57

30

1,77

V=VДВ=87,9

55

28

1,69

V=VK=100

53

27

1,64

  1. Напряжения в опасном сечении рамы от системы сил, действующих в тяговом режиме.

         Рассмотренная выше система сил изгибает боковины рамы в вертикальной плоскости. Для определения напряжений необходимо составить выражение для изгибающего момента в заделки для левой передней четверти рамы, т.е. части боковины над набегающим колесом.

         По значению момента вычисляются напряжения в крайних точках расчётного сечения.

Расчёты представлены в виде таблицы.

Таблица №6.

Скорость, км/ч.

Момент, Мизг  , кН/м

Напряжения, sТ, МПа

V=0

24,2

12,7

V=VД=71

17,3

9,1

V=VДВ=88

16,5

8,7

V=VK=100

16,0

8,4

  1. Кососимметричная нагрузка рамы тележки.

         Кососимметричная нагрузка возникает, если одно колесо тележки окажется выше или ниже остальных. В результате происходит перераспределение реакций рессор.

         Если проанализировать распределение отдельных реакций, то окажется, что на раму действует система вертикальных сил, попарно симметричных относительно диагоналей рис № 9.

         Расчёт кососимметричной нагрузки производится по формуле:

20*2308*10-3/16=2,885 кН

, где расчётная высота подъёма набегающего колеса при входе в кривую.

         жесткость рессорного подвешивания тележки, отнесённая к одной колёсной пары, кН/м.

;

4*2500*1500/(2*2500+1500)=2308 кН/м

         Величина изгибающего момента в заделке:

2,885*0,9+2,885*2,3=9,087 кН/м

         Напряжения, вызванные изгибающим моментом:

9,087/1910=4,758 МПа

  1. Напряжения в опасном сечении рамы тележки от вертикальной динамической нагрузки.

         Для ориентировочного расчёта на прочность влияние вертикальных колебаний при движении электровоза учитывается суммированием с напряжениями от статических нагрузок максимального напряжения от динамической нагрузки. Амплитудное значение переменного напряжения получается путём умножения напряжений от статических нагрузок на коэффициент вертикальной динамики КД.

         Коэффициенты вертикальной динамики можно определить по эмпирической формуле:

,где fСТстатический прогиб рессорного подвешивания, мм.

(235-61,5)/2308=75,18 мм

         Напряжения от динамической вертикальной нагрузки, МПа

Результаты расчётов представлены в виде таблицы №6.

Таблица №7.

Скорость движения, км/ч.

10

61

V=Vд=

=71

V=Vдв=

=88

98

90

V=Vк=

=100

КД

0,11

0,133

0,155

0,168

0,176

0,197

0,208

sа

5,58

8,93

9,58

10,68

11,33

10,81

11,47

  1. Запас прочности в опасном сечении при наиболее неблагоприятном сочетании нагрузок.

         Для определения прочности рамы необходимо рассмотреть одновременное действие различных нагрузок в их возможном сочетании и произвести и произвести алгебраическое суммирование напряжений для 6-й точки опасного сечения.

         По величине максимального результирующего напряжения определяется запас прочности и делается заключение о пригодности рамы для эксплуатации.

         Допускаемый коэффициент запаса прочности при ориентировочном расчёте:

, где sТ=240МПа – предел текучести стали.

         абсолютное значение максимального расчётного напряжения, МПа.

Результаты расчётов представлены в виде таблицы №7.

Таблица №8.

240/163,8=1,5

         На основе полученного результата можно сделать вывод о непригодности рамы для эксплуатации.

  1. Напряжения от условной статической нагрузки.

         На экипаж при его движении действуют переменные силы, зависящие от типа верхнего строения пути, конструкции экипажа и скорости движения. Они вызывают в элементах конструкции переменные напряжения, которые в последствии приводят к усталостным разрушениям.

         В ориентировочном расчёте принимается среднее значение напряжения от статических нагрузок в любой точке сечения за время работы локомотива sm:

172,6+0,2*8,7+0,75*49,2=90,2 МПа

,где коэффициенты, зависящие от профиля и плана пути.

        sСТ – берется из расчёта движения с скоростью 87,9 км/ч.

  1. Приведённое амплитудное напряжение расчётного цикла.

         Для асимметричного цикла, соответствующего нагрузке элементов рамы, предельно допустимые напряжения sr, существенно зависят от среднего напряжения. Напряжённое состояние рамы отличается не только асимметрией цикла, но и переменностью, как среднего, так и амплитудного значения напряжений.

         Приведённое амплитудное напряжение рассчитывается по формуле:

Результаты расчетов, проведённые по данной формуле, в зависимости от средне интервальной скорости представлены в виде таблицы №8.

Таблица №9.

*6√(1503+5326+151347+147318+319560)=20,1 МПа

  1. Оценка усталостной прочности рамы.

         При проверки усталостной прочности рамы нужно учитывать, что элементы рамы, подвергающиеся асимметричному переменному напряжению, должны иметь дополнительный запас прочности из-за наличия концентраторов напряжения и ряда других причин.

         При этом предел выносливости снижается за счёт уменьшения в  раз переменной составляющей предельно допустимого напряжения.

коэффициент снижения усталостной прочности детали по сравнению с образцом.

         Зависимость предельно допустимых напряжений от среднего напряжения с учётом снижения усталостной прочности показана на рис.№9.

Ø  Определение коэффициента чувствительности металла к асимметрии цикла:

,где

Ø  Предел выносливости:

90,2=151,0 МПа

Ø  Запас усталостной прочности с учётом максимального напряжения:

151,0/(20,1+90,2)=1,37

         Усталостная прочность недостаточная т.к. не превышает минимальное значение 1,4.

На рисунке 10 изображены результаты расчётов.

Список литературы:

Ø  Медель В.Д. Подвижной состав электрических ж.д. М.: Транспорт, 1974.

Ø  Методическое указание по выполнению курсового проекта.