Патриотическое воспитание школьников средствами музейной педагогики

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Теоретические основы патриотического воспитания школьников средствами музейной педагогики……………………………………………......5

1.1 Анализ понятия «патриотическое воспитание» в психолого-педагогической литературе………………………………………………………5

1.2 Особенности формирования патриотических чувств школьников………16

2. Музейная педагогика как средство патриотического воспитания школьников………………………………………………………………………22

2.1. Роль музея как социокультурного института общества в патриотическом воспитании личности школьника………………………………………………22

2.2. Эффективные средства и формы музейной деятельности……………….28

Заключение…………………………………………………………………….....34

Список литературы………………………………………………………………38

Приложение

 
Введение

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. Построение в России гражданского общества, динамичное развитие страны зависит от усилий дееспособных и ответственных людей, любящих свою Родину, заботящихся о ней, способных отстаивать её интересы. Воспитание гражданина-патриота сегодня – есть залог гарантированного будущего для всего российского общества.

Любовь к Родине у каждого проявляется в свое время и по-своему. Сначала это происходит неосознанно, ребенок тянется к отцу, к матери; подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, родной улице, городу; и только взрослея, набираясь опыта и знаний, он постепенно осознает свою принадлежность к Отчизне.

Школьный возраст наиболее сензитивный период для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма. Податливость, известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для успешного решения данной проблемы. Проблему патриотического воспитания  школьников исследовали Л. В. Кокуева, Н. С. Крупская, А. С. Макаренко, Л. И. Мищенко, В. А. Сухомлинский, Г. Х.  Полеева и др. Целостное педагогическое осмысление этой проблемы приводит к необходимости действенных путей ориентации школы на гуманистическую и практическую сущность воспитания. Сегодня патриотическое воспитание − это систематическая деятельность педагогов  по формированию у  школьников патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, а его основная цель − формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного вставать на защиту государственных интересов.

Важность патриотического воспитания в современных условиях подчёркнута в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», утверждённой Правительством РФ, отражена в Федеральных государственных образовательных стандартах 2009 года, в «Концепции патриотического воспитании граждан Российской Федерации». Созданы и разработаны методические программы: «Наследие» М.Ю. Новицкой, Е.В. Соловьёва, «Мой родной дом» Э.П. Костика, Н.Н. Кочневой, поднимается вопрос патриотического воспитания в профессиональной литературе, в периодической печати.

Таким образом, актуальность проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения определила тему работы: «Патриотическое воспитание школьников средствами музейной педагогики».

Объект исследования: патриотическое воспитание школьников.

Предмет исследования: воспитательные возможности музейной педагогики.

Цель: выявить методы и приемы музейной педагогики, используемые в процессе патриотического воспитания школьников.

Задачи:

1) обосновать задачи и принципы патриотизма, раскрыть  смысл понятий и выявить основные характеристики патриотического воспитания;

2) изучить особенности формирования патриотического сознания школьников;

3) определить возможности музейной педагогики в качестве средства патриотического воспитания;

4) проиллюстрировать особенности процесса патриотического воспитания  школьников на примере работы музея «Истории Пролетарского района города Тулы» МБО ДО «ДДТ» Пролетарского района города Тулы.

Методы исследования:

- анализ психолого-педагогической литературы;

- изучение педагогического опыта.

1. Теоретические основы патриотического воспитания школьников средствами музейной педагогики

1.1 Анализ понятия «патриотическое воспитание»

в психолого-педагогической литературе

Анализ педагогической литературы показал, что в истории педагогики можно выделить три этапа постановки и развития проблемы патриотического воспитания: I этап (XVI-XVIII вв.); II этап (XIX- середина XX вв.); III этап (середина XX - и по настоящее время). На всех трёх этапах первая и основная мысль великих педагогов и просветителей − воспитание любви к Отечеству и своей Родине, что свидетельствует об актуальности данной проблемы в разные исторические эпохи и в настоящее время. Прежде чем мы раскроем смысл понятия «патриотическое воспитание»

Похожие материалы

Информация о работе