Переживания личности в культурно-исторических и теоретических контекстах. История формирования представлений о переживаниях личности

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Технологии работы психолога с переживаниями личности

Курс лекций

Раздел 1. Переживания личности в культурно-исторических и теоретических контекстах

Тема 1.1 История формирования представлений о переживаниях личности

1.1.1 Формирование представлений о переживаниях в эпоху Античности

1.1.2 Средневековые представления о переживаниях личности

1.1.3 Переживания личности и развитие представлений о них в эпоху Возрождения

1.1.4 Развитие представлений о переживаниях в Новое время

1.1.1 Формирование представлений о переживаниях в эпоху Античности.

Необходимость обращения к истории представлений о переживаниях личности состоит в том, что ретроспекция научных поисков служит:

·  теоретическому самоопределению,

·  осознанию социокультурных контекстов научного творчества, а также

·  расширению горизонтов и возможностей исследователя,

·  повышению его познавательной гибкости и сензитивности к многообразным феноменам переживания.

Использование исторического анализа в исследовании переживаний вызвано необходимостью рассматривать феномены человеческого бытия в процессе эволюции порождающей их системы. В этом смысле сущность переживаний раскрывается в процессе их культурно-исторического развития.

Платон еще учил: познавать – значит сравнивать. Сравнение в психологии превращается в исследование историческое, в сравнение различных способов бытия, т. е. в сравнение различных культур. На необходимость такого подхода к изучению психического указывали Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе. Кроме того, анализ становления категории «переживание» позволяет увидеть сквозь особую фокусировку логику становления психологии в целом и ее гуманитарной ветви – в особенности. Такой анализ позволит более осознанно наметить тенденцию развития учения о переживаниях, ведь история, как известно, обладает прогностическим потенциалом.

Изучение переживаний в широкой исторической перспективе (ретроспективе) есть изучение метадетерминации переживаний. Кроме такой обусловленности можно выделить мезодетерминацию (образ жизни, практики повседневности) и детерминацию ситуативную (событийную). В этой связи сущность переживаний наиболее отчетливо раскрывается на виртуальном пересечении двух историй: “большой” истории человечества, когда мы пытаемся уловить в переживаниях некие универсалии, особенности переживаний на различных уровнях развития общества и “малой” истории человека, его жизненного пути, когда мы понимаем, что переживаний “вообще” не существует, они – “здесь-и-сейчас”-проявление индивидуальности. Осознавая, что человек разных эпох сохраняет родовые качества, мы должны отметить, что высшие специфически человеческие формы психической деятельности, включая переживания, просто обречены быть историчными. История человеческих способов бытия не должна быть маргинальной к психологии. Л. С. Выготский не раз отмечал, что понимание психических функций без знания истории их возникновения невозможно, Г. Г. Шпет подчеркивал, что «только в истории человек узнает самого себя» [Шпет. Введение в этническую психологию, с. 145], а М.М. Бахтин говорил, что «идти вперед может только память, а не забвение» [Бахтин Творчество Ф. Рабле]. Смысл этой идеи ёмко представлен в следующих словах из стихотворения «Воспоминание» А. Белого: «Мы – ослеплённые, пока в душе не вскроем / Иных миров знакомое зерно» [].

Переживания основаны на значениях и смыслах человеческой жизнедеятельности. Этим фиксируется опосредованный, социокультурно обусловленный характер переживаний при всей их непосредственной феноменологической данности восприятию субъекта. Знаково-символический характер зарождения и трансформации переживаний вызывает к необходимости анализ явлений культуры, взятых в исторической динамике. Да и сама «культура — это медленно и путем невероятных усилий создаваемый человечеством функциональный орган, назначение которого состоит в проникновении внутрь себя самого» [Зинченко Посох М и трубка М, с. 228].Различные социальные миры, различные культуры конституируют различные системы переживаний. «Ибо культура…, – замечает М. Г. Ярошевский, – преобразуется по присущим ей законам, от которых зависит

Похожие материалы

Информация о работе