Через переживание происходит связь человека с окружающим миром, переживая, человек усваивает, переводит во внутрь себя, интериорезирует окружающий мир и изменяет себя относительно усвоенного. В этом выражается регулятивная функция переживания, которая осуществляется благодаря его рефлексивности.
Обозначая переживание как динамическую величину, Выготский связывал ее с поведением человека. Переживание движет поведением, оно предстает перед человеком не только через внутреннюю активность (когнитивную и аффективную), но и через внешнюю активность (конативную). Такое понимание переживания позволяет выделить в нем три аспекта: аффективный, когнитивный и конативный.
Переживания в широком и узком смысле слова. Некоторые дефиниции переживаний (В. Дильтей, Л. С. Выготский, Л. И. Божович, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Ф. Б. Бассин, Ф. Е. Василюк, Ж.-П. Сартр, Р. Д. Лэйнг, А. Лэнгле, А. С. Шаров). Место переживаний среди других «родственных» понятий (отношение, смысл, эмоция, состояние, чувство, мотивация, рефлексия и др.). Проблема критической ситуации: стресс, фрустрация, конфликт, кризис.
1.3.2 Процесс переживания.
В переживании можно выделить содержательный и динамический аспекты. Содержательный аспект образует предметное наполнение переживания (то, что именно переживается). Динамический аспект характеризует переживание как процесс. Переживание по своей сути (по определению) процессуально.
Внутреннюю логику переживанию как процессу задают целостные системы механизмов, обозначенные Ф.Е. Василюком как «схематизмы». В работах Д.А. Леонтьева «схематизмы» обозначаются как системы механизмов, обеспечивающих функционирование ценностно-смысловой сферы. Данные «схематизмы» задают внутреннюю логику переживанию как процессу смыслообразования.
Процесс эмоционального переживания Ф. Крюгер (Kruger, 1928, 1984) характеризует с посредством интенсивности и глубины. Глубина, по его представлениям, существенно отличается от простой интенсивности и ситуативной силы переживания. Еще дальше пошел А. Веллек (Wellek, 1970), который настаивает не только на различии интенсивности и глубины переживания, но и на антагонизме между ними. Он пишет, что эмоции взрывного характера обнаруживают тенденцию быть поверхностными, в то время как глубинные переживания характеризуются меньшей интенсивностью и большей устойчивостью (например, разочарование). Что касается антагонизма между этими двумя характеристиками переживания, то вопрос этот довольно спорный. Выделение же в качестве характеристики переживаний их глубины имеет разумное основание, если за глубину принимать внутреннюю значимость для субъекта события, по поводу которого возникло переживание. В этом смысле можно говорить о глубине разочарования, о глубине чувства и т. п.
По С.Л. Франку поток переживаний целостен и непрерывен – это процесс душевной жизни, внутренний мир человека. В переживании происходит размывание, расширение границ, причем переживание само находится на границе, тем самым выражается рефлексивность переживания. Т.е. процесс переживания рефлексивен, в нем устанавливаются и разрушаются границы.
Переживания уникальны, но в них человек может вновь и вновь обращаться к значимым событиям, значимым аспектам своей жизни, т.е. повторяются не сами переживания, а их схематизмы (например, фиксированные идеи, фиксированные образы), их темы. Мы имеем диалектику ритма и переживания в виде диалектики формы и содержания. Ритм есть форма переживания, а их содержание – ценностно-смысловые образования. (Может быть поэтому музыка, поэзия нужны человеку как способ оформления своих переживаний, как «хорошая» форма для выражения своих ценностей и смыслов?)
А.С. Шаров метафорически процесс переживания уподобляет «гирокомпасу», который в изменяющихся социокультурных условиях позволяет реализовать человеку его жизненную стратегию.
Динамика переживаний может быть описана с помощью понятия игры
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.