Теоретические подходы к изучению переживаний. Экзистенциально-феноменологический подход. Культурно-историческая психология

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Переживание есть не только есть единство аффекта и интеллекта (Л.С. Выготский), но он есть также и единство веры и знания. Вера есть воля, эмоционально заряженная. «…Я глубоко убеждён, - отмечает Лосев, - что чистое мышление играет весьма незначительную роль в жизни».

М. М. Бахтин: выразительное и говорящее бытие как предмет гуманитаристики. Концепция диалога и ее значение для психологии переживаний. Переживания как внутренний диалог, как «след смысла в бытии», полифоническая структура сознания, диалог как форма бытия. А. Ф. Лосев и учение о мифе. Переживания человека как опыт самого себя. Сфера мифа как сфера выстраданных и пережитых смыслов. Переживание как установление и снятие внутренних границ.

1.2.4 Культурно-историческая психология.

Переживание – одно из наиболее важных понятиий в теоретической системе Л.С. Выготского. Особенно в последние годы своего научного творчества он активно и плодотворно это понятие использовал (последний, 6-й, том собрания сочинений).

Немного структурировав рассуждения Л.С. Выготского о переживаниях, можно выделить четыре ключевых положения.

Первое: переживания выступают в качестве основной характеристики социальной ситуации развития, они отражают единство «внутреннего» и «внешнего» в развитии. Они как бы раскрывают, выражаясь словами М. Коула, «отношения между тем, что содержится в голове, и тем, в чем содержится голова». Более того, переживания воплощают собой переплетение натуральной и культурной линий развития. И поэтому можно говорить, что переживания непосредственны и одновременно опосредованы. Они органичны для человека в двух смыслах: во-первых, органичны самой сути человека, его естеству, они есть разворачивание жизненности; во-вторых, человеческие переживания возможны благодаря органам (функциональным органам), таким как знак, символ, метафора, образ, схема, теория и т.п.

Второе: переживания представляют собой единство аффекта и интеллекта, их неправомерно рассматривать как проявление только эмоциональной сферы, на чем настаивают многие авторы (В. П. Ильин, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский). И действительно, что такое переживания человека без его рефлексии, без рационального анализа жизненной ситуации? Переживания позволяют преодолеть разрыв между разумом и чувствами, они ориентируют психолога на реальность и важность непосредственного опыта.

Третье: переживания есть единица (интегративный показатель) анализа сознания и личностного развития, т. е. с помощью переживания Л.С. Выготский пытается осмыслить изменение личности как некоей целостности. Переживание представляет собой как бы срез с регуляции жизнедеятельности, в нем представлены все ее компоненты. Участие в работе переживания различных интрапсихических процессов Ф. Е. Василюк объясняет, несколько перефразировав "театральную" метафору З. Фрейда: в "спектаклях" переживания занята обычно вся труппа психических функций, но каждый раз одна из них может играть главную роль, беря на себя основную часть работы переживания. В этой роли часто выступают эмоциональные процессы, восприятие, мышление, внимание и другие психические функции.

Четвёртое: переживание ведёт к личностному развитию, является фактором и одновременно внутренним условием появления новообразования. Л. С. Выготский говорит о том, что возрастное развитие может быть представлено как история переживаний формирующейся личности. Переживания – индикаторы различных этапов истории личностного становления. Чем младше ребенок, тем менее дифференцированы и менее осознаваемы переживания. Взрослый человек способен к осознанию обширной области своего внутреннего мира, но высокая степень дифференциации переживаний осложняет данную работу. Необходимо личностное усилие, которое опирается на имеющиеся ресурсы (старообразования) и одновременно отрицает их, что приводит к новообразованиям.

Добавим, что интеграция идей диалогического подхода, учения о роли мифа в переживании позволяет его рассматривать в качестве способа восхождения к осмысленному бытию. Через переживание собственная жизнь воспринимается как «мне принадлежащая». Самоопределение посредством смыслопорождающего переживания поднимает

Похожие материалы

Информация о работе