Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Гомельский государственный университет
имени Франциска Скорины»
Факультет психологии и педагогики
Кафедра психологии
Допущена к защите
Зав.кафедрой _________
«____» _____________ 2013 г.
Особенности мотивов спортсменов командных и индивидуальных видов спорта
Курсовая работа
Исполнитель студент группы ПС-42
Научный руководитель ассистент
Гомель 2013
Реферат
Курсовая работа 48 страниц, 3 таблицы, 30 источников, 1приложение.
Ключевые слова: мотивация и мотивы, особенности мотивации в спорте, мотивы спортсменов командных и индивидуальных видов спорта
Объект исследования: мотивация спортсменов
Предмет исследования: мотивация спортсменов командных и индивидуальных видов спорта
Цель работы: изучение особенностей мотивации занятием спортом спортсменов, занимающихся командными видами, и спортсменов, занимающимися индивидуальными видами спорта
Задачи: 1) провести теоретический анализ психологической литературы по проблеме мотивации занятием спортом у разных авторов; 2) рассмотреть теоретические подходы в понимании особенностей мотивации спортсменов, занимающихся командными видами, и спортсменов, занимающихся индивидуальными видами спорта; 3) выявить особенности мотивов спортсменов, занимающихся командными видами, и спортсменов, занимающихся индивидуальными видами спорта занятия спортом.
Методы исследования: наблюдение, беседа, методика «Изучение мотивов занятий спорта» В. И. Тропникова
Полученные результаты: по результатам тестирования средние показатели в группе спортсменов командных видов спорта можно выделить ведущие мотивы занятиями спортом: общение, повышение престижа и желание славы и физическое совершенство. В группе спортсменов-индивидуалов преобладают мотивы повышения престижа и желание славы, физического совершенства и общения.
Новизна исследования состоит в том, что изучение мотивов происходило в видах спорта, до этого не исследуемых; выборку составили спортсмены школьного возраста (средний возраст 14 лет); а так же исследование представляет другую временную эпоху.
Область применения: результаты проделанной работы могут быть полезны практикующим психологам, тренерам, педагогам, поскольку данное исследование показывает, что мотивационная сфера спортсмена требует особого внимания.
Практическая значимость работы: выявив особенности мотивационной сферы спортсменов можно добиться эффективных результатов в спортивной деятельности.
Содержание
Введение……………………………………………………………………. |
3 |
1 Проблема мотива и мотивации в психологии ………..……………….. |
5 |
1.1 Сущность понятия «мотив»………………………………………… |
5 |
1.2 Основные подходы к проблеме мотивации в психологии……………………………………………………………… |
10 |
2 Мотивы спортсменов, занимающихся индивидуальными и командными видами спорта……………………………………………… |
15 |
2.1 Общее понятие о спортивной мотивации………………………… |
15 |
2.2 Мотивы коллективных и индивидуальных видов спорта………. |
20 |
3 Эмпирическое исследование особенностей мотивов спортсменов, занимающихся командными видами спорта, и спортсменов -индивидуалов……………………………………………………………… |
27 |
Заключение…………………..……………………………………………. |
33 |
Список использованных источников……………………………………. |
36 |
Приложение А Результаты применения критерия Манна –Уитни……. |
38 |
Введение
Проблема мотивации и мотивов поведения в спорте - одна из основных в изучении спортивной психологии. Вряд ли найдется такая область психологии, которая не затрагивала бы мотивационного процесса. Мотивация играет одну из важнейших ролей в жизни спортсмена. Любая деятельность всегда имеет побудительный мотив, т.е. причину, по которой она осуществляется. Мотивация - это побуждения, вызывающие активность организма и определяющие её направленность. Этой темой занимались психологи А. Пуни, М. Ванек, Б. Крэтти, Е. П. Ильин, Ю. Ю. Палайма, А. Пилоян и др. Они оказали огромное влияние на развитие этой проблемы, уделяя внимание в своей научной деятельности вопросу мотивации спортсменов.
Мотивация имеет высокую значимость в любой деятельности человека, особенно она необходима в спорте, где в очень сжатые сроки требуется достичь наилучшего результата в ситуации жесткой конкуренции с другими спортсменами и спортивными командами.
Изучение мотивации касается процессов, побуждающих человека к действию или бездействию. Мотивации можно рассматривать с различных точек зрения. Мотивы могут формироваться под влиянием относительно недавнего опыта, под влиянием событий, которые произошли несколько месяцев и даже много лет назад. Мотивации можно также классифицировать по их источнику - исходят они от самого индивида или обусловлены характером выполняемой задачи (интересная работа), или социальными и материальными поощрениями. Используя поощрения, тренер может влиять на поведение и деятельность спортсмена - от общих отношений и установок до специфических изменений при выполнении спортсменом отдельных движений и навыков.
Если начинать искать причины этой проблемы, то можно отметить существовавшее ранее недостаточное внимание к психологической подготовке спортсменов. Совсем в немногих спортивных командах был свой спортивный психолог, и тренеры не всегда понимали важность психологической работы с членами команды.
Однако следует отметить положительную тенденцию в данной области. На фоне возрастающего интереса к спорту в Беларуси в настоящее время начинают появляться психологи, специализирующиеся на спортивной психологии, в тренировочном процессе все больше и больше начинают уделять внимания вопросу психологического климата в коллективе. Таким образом, выбор темы данной работы обусловлен актуальностью вопроса мотивации спортсменов в командных и индивидуальных видах спорта на сегодняшний день.
Результаты исследования будут полезны практикующим психологам
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.