Глава 3
Конструктивные слои дорожной одежды
Дорожная одежда должна соответствовать требованиям, предъявленным к дороге. Как транспортное сооружение оно представляет собой уложенную на поверхность земляного полотна твердую монолитную конструкцию из материалов, хорошо сопротивляющихся воздействию климатических факторов и колес транспортных средств. Напряжение возникающее при проезде автомобилей, затухают с глубиной. Это позволяет проектировать дорожную одежду, как многослойную конструкцию (рис. 3.1).

Рис 3.1. Конструктивные слои дорожной одежды
1 – поверхностная обработка; 2 – мелкозернистый асфальтобетон;
3 – крупнозернистый асфальтобетон; 4 – щебень обработанный вяжущими материалами; 5 – щебень; 6 – песок.
В дорожной одежде различают следующие слои:
Покрытие – верхний, наиболее прочный, относительно тонкий слой дорожной одежды, хорошо сопротивляющийся истиранию, ударным и сдвигающим нагрузкам от колес, а также воздействию природных факторов. Покрытие обеспечивает необходимые эксплуатационные качества дороги:
· ровность
· шероховатость (высокий коэффициент сцепления)
· беспыльность
· водонепроницаемость
· сопротивление истиранию
В конструкцию покрытия входят: основной слой покрытия и слой износа.
Основание – несущая прочная часть одежды, обеспечивающая совместно с покрытием перераспределение и снижение давления на расположенные ниже дополнительные слои или грунт земляного полотна.
Дополнительные слои основания – слои между основанием и верхом рабочего слоя земляного полотна, обеспечивающие морозоустойчивость и дренирование дорожной одежды и верхней части земляного полотна.
Проектирование основано на использовании теории упругости сводится к расчетам по четырем основным критериям:
· сдвигу
· растяжению при изгибе
· упругому прогибу
· на морозоустойчивость
3.1. Назначение вариантов конструкции дорожной
одежды и расчет по упругому прогибу
Варианты конструкции дорожной одежды принимаем по типовому альбому в соответствии с намеченным типом покрытия, требуемым модулем упругости, дорожно-климатической зоной, типом местности по характеру увлажнения, видом грунта земляного полотна, наличием дорожно-строительных материалов. Каждый слой дорожной одежды имеет свой модуль упругости, соответствующий материалу, из которого он устроен и характеризующий его прочность.
Проверим на прочность дорожную одежду при следующих исходных данных:
- дорога располагается во II дорожно-климатической зоне, в Нижегородской области;
- категория автомобильной дороги - II;
- заданный срок службы дорожной одежды - Тсл =15 лет;
- приведенная к нагрузке поверхность: Тип А Марки I; ЩМА-20;
- интенсивность движения на конец срока службы Np = 28657 авт/сут.; приращение интенсивности q = 1,04;
- грунт рабочего слоя земляного полотна - супесь пылеватая с расчетной влажностью 0,7 WT, которая относится к сильнопучинистым грунтам;
- материал для основания - щебень известняка с суглинистым заполнителем и песок средней крупности.
- высота насыпи составляет 1,5 м;
- схема увлажнения рабочего слоя земляного полотна – III.
- глубина залегания грунтовых вод - 1,6 м.
- суммарная интенсивность движения автомобилей Nсум. 20лет =35466765 авт./сут
3.2. Предварительно назначаем конструкцию дорожной одежды
Расчетные значения и расчетные параметры конструкции дорожной одежды сводим в ОДН 218.046-01 табл. 2.7 и 2.8 Прочность многослойной дорожной одежды характеризует общий модуль упругости Еобщ., который равен требуемому модулю упругости Емр.
Таблица 3.2
Расчет конструкции дорожной одежды по упругому прогибу I-го варианта.
|
Конструкция дорожной одежды |
Слои |
Материал слоя |
h слоя, см |
Расчет по допустимо му упруг, прогибу, Е, МПа |
Расчет по усл. сдвигоустойчивости, Е, Па |
Расчет на растяжение при изгибе |
Общий модуль упругости Еобщ, МПа |
|||
|
Е, МПа |
Ro, MПа |
a |
m |
|||||||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
|
1. |
Мелкозернистый плотный асфальтобетон Тип А Марки I |
5 |
3200 |
1800 |
4600 |
9,50 |
5,4 |
5,0 |
↓¯¯¯ |
|
|
2. |
Плотный асфальтобетон Тип Б МI на БНД марки 90/130 |
4 |
2400 |
1200 |
3600 |
9,50 |
5,4 |
5,0 |
↓¯¯¯ |
|
|
3. |
Плотный асфальтобетон Тип Б М II на БНД марки 60/90 |
13 |
2000 |
1200 |
2800 |
8,00 |
5,9 |
4,3 |
↓¯¯¯ |
|
|
4. |
Чернощебеночная Смесь |
10 |
950 |
950 |
950 |
- |
- |
- |
↓¯¯¯ |
|
|
5. |
Щебень известняка с суглинистым заполнителем М800 |
26 |
280 |
280 |
280 |
- |
- |
- |
↓¯¯¯ |
|
|
6. |
Песок средней крупности Мкр=1,83 |
30 |
120 |
120 |
120 |
- |
- |
- |
↓¯¯¯ |
|
7. |
Супесь пылеватая Wp = 0,7WT |
_ |
46 |
46 |
46 |
- |
- |
- |
||
∑h=88см
Таблица 3.3
Расчет конструкции дорожной одежды по упругому прогибу II-го варианта.
|
Конструкция дорожной одежды |
Слои |
Материал слоя |
h слоя, см |
Расчет по допустимо му упруг, прогибу, Е, МПа |
Расчет по усл. сдвигоустойчивости, Е, Па |
Расчет на растяжение при изгибе |
Общий модуль упругости Еобщ, МПа |
|||
|
Е, МПа |
Ro, MПа |
a |
m |
|||||||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
|
1. |
Щебеночно-мастичный асфальтобетон (ЩМА-20) |
5 |
4400 |
2600 |
6000 |
9,80 |
5,2 |
5,5 |
↓¯¯¯ |
|
|
2. |
Плотный асфальтобетон Тип Б МI на БНД марки 90/130 |
4 |
2400 |
1200 |
3600 |
9,50 |
5,4 |
5,0 |
↓¯¯¯ |
|
|
3. |
Плотный асфальтобетон Тип Б М II на БНД марки 60/90 |
13 |
2000 |
1200 |
2800 |
8,00 |
5,9 |
4,3 |
↓¯¯¯ |
|
|
4. |
Чернощебеночная смесь |
10 |
950 |
950 |
950 |
- |
- |
- |
↓¯¯¯ |
|
|
5. |
Щебень известняка с суглинистым заполнителем М800 |
26 |
280 |
280 |
280 |
- |
- |
- |
↓¯¯¯ |
|
|
6. |
Песок средней крупности Мкр=1,83 |
30 |
120 |
120 |
120 |
- |
- |
- |
↓¯¯¯ |
|
7. |
Супесь пылеватая Wp = 0,7WT |
_ |
46 |
46 |
46 |
- |
- |
- |
||
∑h=88см
- для расчета по допускаемому упругому прогибу (Приложение 2 табл.П.2.5, Приложение 3 табл.П.3.2 и Приложение 3 табл.П.3.8, ОДН 218.046-01);
- для расчета по условию сдвигоустойчивости (Приложение 2 табл.П.2.4, Приложение 2 табл.П.2.6, Приложение 3 табл.П.3.2 и Приложение 3 табл.П.3.6, ОДН 218.046-01);
- для расчета на сопротивление монолитных слоев усталостному разрушению от растяжения при изгибе (Приложение 3 табл.П.3.1 и Приложение 3 табл.П.3.6, ОДН 218.046-01);
3.3. Расчет по допускаемому упругому прогибу ведем послойно, начиная с подстилающего грунта по номограмме
После подбора конструкций дорожной одежды (2-ух вариантов) приступают к поверочному расчету по упругому прогибу с установлением необходимой толщины песчаного подстилающего слоя, пользуясь номограммой из ОДН 218.046-01, рис 3.1.
Вариант I
1) отношение ![]()
по Приложению 1 табл.П.1.1, ОДН 218.046-01;
р=0,6 МПа, D=37 см отношение ![]()
по номограмме
общий модуль упругости на
поверхности песчаного слоя.
2) отношение
![]()
по номограмме
общий модуль упругости на
поверхности щебеночного.
3) отношение
![]()
по номограмме
общий модуль упругости на
поверхности черного щебня.
4) отношение
![]()
по номограмме
общий модуль упругости на
поверхности существующего асфальтобетона.
5) отношение
![]()
по номограмме
общий модуль упругости на
поверхности выравнивающего асфальтобетонного слоя.
6) отношение
![]()
по номограмме
общий модуль упругости на
поверхности асфальтобетонного покрытия (слой износа).
7) Определим общую толщину дорожной одежды по формуле:
(3.1)
где:
- толщина слоев дорожной
одежды.
вариант I hд/0 = 5+4+13+10+26+30=88 см.
8) Требуемый модуль упругости определяем по формуле:
Eoб ³ Emin Kтрпр,(3.2) где Eоб - общий расчетный модуль упругости конструкции
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.