Улучшение условий ночного движения. Различные виды отражения света от поверхностей. Отражение света от катафотов и стеклянных шариков, страница 4

Конечно, немедленное устройство на всей протяженности дорог электрического освещения практически невозможно и потребовало бы очень больших затрат и непроизводительного расхода энергии. Однако важным средством повышения безопасности может явиться выборочное, с учетом суточного распределения интенсивности движения, освещение отдельных мест – пересечений и перекрестков, переходов, стоянок и площадок отдыха, тоннелей, узких мостов, коротких участков магистралей между освещенными перекрестками, если их длина менее 1,5 км, железнодорожных переездо, а также мест на дорогах, по каким – либо причинам характеризующихся повышенным количеством происшевствий.

Можно рекомендовать освещать следующие места:

- на дорогах IV категории – основные места неожиданного появления большого числа людей (у кинотеатров, клубов, школ, магазинов, стадионови вокзалов);

- на дорогах III категории, кроме названных участков, также тротуары и автобусные остановки в населенных пунктах;

- на дорогах I и II категорий – на всем протяжении населенных пунктов, у сложных транспортных пересечений, в местах, где близко расположены несколько опасных участков (например автобусная остановка, автозаправочная станция, пересечения), у мест изменения ширины проезжей части (например переход от двухполосной проезжей части с разделительной полосой).

Необходимый уровень освещения увязывают с интенсивностью движения:

Наибольшая интенсивность движения, авт./ч                                                               ...............................................    2000    1000-2009     500—1000   200—500

Средняя яркость покрытия, кд/м2               1,0        0,8                      0,6                   0,4

Равномерность распределения яркости 3:1           3,1                     5:1             5:1

Размещение светильников должно способствовать зрительному ориентированию водителей и привлечению их внимания к опасным зонам.

При освещении опасных участков нужно предусматривать переходные зоны постепенного уменьшения освещенности длиной не менее 50 м для приспособления глаза водителей.

Большое значение имеет равномерность освещения дорожных покрытий. При недостаточной мощности светильников и слишком больших расстояниях между ними на покрытии образуются яркие пятна, чередующиеся с темными неосвещенными полосами. При быстром переходе от освещенного участка к темному глаза водителя не успевают приспособиться к перемене яркости, и некоторое время он почти не различаем дорожную обстановку.

Границы светлых и темных участков дороги всегда являются  местами сосредоточения дорожно-транспортных происшествий. Поэтому на въездах в тоннели и городские подземные участки развязок движения в разных уровнях на переходных участках создают днем усиленное освещение, чтобы обеспечить плавность перехода от дневного света к искусственному освещению. Однако удовлетворительные результаты достигаются далеко не во всех случаях.


Опасность и неудобство для движения представляют не только длинные тоннели. Иногда плохие условия видимости создаются и под мостами на пересечениях в разных уровнях (рис. 7.41). При расположении солнца над пересекающей дорогой мост воспринимается как темная рамка, в которой может скрываться невысокое препятствие, создающее большую опасность возникновения Дорожно-транспортного происшествия при наезде автомобиля.