Улучшение условий ночного движения. Различные виды отражения света от поверхностей. Отражение света от катафотов и стеклянных шариков, страница 2

.углу их падения, и кажется водителю темной. Поэтому поверхность современных дорожных знаков делают рефлектирующей (рис. 7.36, в), возвращающей большую часть света в обратном направлении, близком к первоначальному.

Первые отражатели имели плоские грани, от которых зеркально отражались падающие лучи света (рис. 7.37, а), так называемые катафоты («кошачьи глаза» — catseyes), изготовляемые из стекла. Их недостатком являлись сравнительно большой размер (один отражающий элемент имел площадь не менее 0,5x0,5 см), относительно высокая стоимость и легкость повреждения знаков. В дальнейшем вместо катафотов стали использовать более совершенные отражающие устройства из мелких стеклянных шариков-линз (рис. 7.37, б), наклеиваемых на прочную основу (световозвращающие пленки). Для разметки такие шарики вводят в краску, которую наносят на покрытие. Наиболее современные световозвращающие пленки имеют сверху гладкий защитный слой, предотвращающий загрязнение поверхности, покрытой шариками. Из световозвращающей пленки вырезают буквы или эмблемы, которые наклеивают на окрашенную основу знака из стального или алюминиевого листа.

Основным элементом световозвращающих пленок является слой мелких шариков из оптического стекла высокой прозрачности (рис. 7.38). В простейших пленках шарики диаметром 40—80 мкм приклеивают прозрачным лаком на зеркальную поверхность фольги из алюминия (рис. 7,39, а)

в*. 7.37. Отражение света от катафотов и стеклянных шариков

Не. 7.38. Схема отражения светового потока световозвращающими пленками:

»_""" т|Рн перпендикулярном падении светового потока к поверхности знака; б — при па-, "Ни под острым углом;

I""- световой    луч;   2 — прозрачный     слой;    3 — микрошарик;    4 — отражающий    слой-"- основа


Рис  7.39. Конструкции еветовозвраиытишл и**™»простейшая; б - ячеистая; иИк|1ошаГ)НКИ. 3 - световозвращающий слой; 4 -'с^ТТ- S^LT'Ll 'б -kS" бумага, удаляемая „ред наклеиванием пле, ки на знак; 7 - воздушная прослойка верхность фольги из алюминия (рис. 7,39, а) Колебание размеров в одной партии шариков допускается в пределах не более ±5мкм.Окраска -пленки достигается нанесением сверху цветного прозрачного слоя. Нижние слои пленок состоят из клеевого слоя и прочной бумажной основы с гладкой поверхностью, к которой неприлипает клей. При изготовлении знаков бумага легко отделяется, и световозвращающий слой при прижимании прочно приклеивается к металлическому основанию знака.

При более совершенной технологии изготовления световозвращающей пленки зеркальный слой наносят непосредственно на шарики методом вакуумной металлизации (см. рис. 7.38).

В последние годы появился новый тип «ячеистой пленки» (рис. 7.39, б) с высокой интенсивностью отражения, в которой используются еще более мелкие шарики, помещаемые в шестиугольные ячейки по типу пчелиных сот, содержащие замкнутый объем воздуха. Воздушная прослойка играет роль теплоизоляционного слоя, сокращающего продолжительность конденсации паров на поверхности знака при зимних оттепелях.

Из всех мероприятий по улучшению условий движения ночью наиболее активно влияет на уменьшение количества дорожно-транспортных происшествий только искусственное освещение. Его введение снижает их в зависимости от местных условий на 20—50%.