Химиотерапевтические средства. Понятие о химиотерапии. Антибиотики: Методическая разработка для проведения занятия по фармакологии

Страницы работы

6 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Занятие № 29

Тема: «Химиотерапевтические средства. Понятие о химиотерапии. Антибиотики»

Вопросы для самоподготовки

Вопросы по базисным знаниям

1. Классификация микроорганизмов

2. Строение микробной клетки

3. Факторы агрессии патогенных микроорганизмов

4. Значение сапрофитов в жизнедеятельности организмов.

План изучения темы

1. Изучить теоретический материал по теме: «Химиотерапевтические средства. Понятие о химиотерапии. Антибиотики».

2. Ответить на вопросы для самоконтроля. Провести коррекцию знаний с использованием основной и дополнительной литературы в зависимости от результатов.

3. Выполнить задания для самостоятельной работы.

Вопросы по изучаемой теме

1. Основные принципы химиотерапии.

2. Бета-лактамные антибиотики (пенициллины, цефалоспорины, монобактамы, карбапе-немы): фармакологические эффекты, показания для применения, противопоказания, побочные эффекты.

3. Фармакокинетика и фармакодинамика макролидов и азолидов, их показания, побочные эффекты, противопоказания.

4. Фармакологическая характеристика группы тетрациклинов.

Самостоятельная работа студентов

1. Заполните таблицу 1 «Фармако-клиническая эффективность пенициллинов и цефалоспоринов »

Группа препаратов

Спектр противомикробной активности

Показания к применению

Препараты

Пенициллины

Не устойчивые к b- лактамазе

 


Устойчивые к b- лактамазе

 


Комбинированные препараты:

Цефалоспорины

Первое поколение:

 


Второе поколение

 


Третье поколение:

 


Четвертое поколение:

2. Заполните рисунок 1 «Основные механизмы противомикробного действия антибиотиков бактерицидного ряда»

Бактериальная клетка

Полисомы

                                                                                                                                        Рибосомы

Мезосома                

Клеточная стенка

 


Ядерный аппарат

 


Цитоплазматическая мембрана

 


Нарушение синтеза клеточной стенки

Нарушение проницаемости цитоплазматической мембраны

Нарушение синтеза РНК

Нарушение синтеза белка на уровне рибосом

Напишите группы препаратов

3. Заполните таблицу 2 «Возможные неблагоприятные влияния ряда антибиотиков»

Антибиотики

Аллергические реакции

Местнораздражающее действие

Угнетение функции печени

Суперинфекция (дисбактериоз)

Пенициллины

Цефалоспорины

Макролиды

Тетрациклины

Наличие эффекта обозначить: +, ++, +++, 3. Составьте и проанализируйте «Описание препарата и инструкцию по применению» лекарственного средства «Амоксициллин».

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Выпишите  форме врачебных рецептов и укажите показания к применению выписанных лекарственных форм.

1)  Бензилпенициллина натриевую соль в мышцу, в вену

2)  Амоксициллин в капсулах

3)  Амоксиклав в таблетках

4)  Цефтриаксон во флаконах

5)  Эритромицин в таблетках

6)  Азитромицин в таблетках

7)  Доксициклин в капсулах

8)  Лекарственное средство для лечения инфекций, вызванных стафилококками

9)  Лекарственное средство для лечения инфекций органов дыхания (бронхопневмонии)

10)  Лекарственное средство при сальмонеллезе

11)  Лекарственное средство при хламидийных инфекциях

5. Выполните тесты для самоконтроля по теме «Химиотерапевтические средства. Понятие о химиотерапии. Антибиотики»

1.ß-лактамные антибиотики:

А.  Биосинтетические пенициллины.

Б.  Азалиды.

В.  Полусинтетические пенициллины.

Г.  Цефалоспорины.

Д.  Монобактамы.

Е.  Карбапенемы.

2.   Цефалоспорины:

А.   Амоксициллин.

Б. Цефаклор.

В.  Ампициллин.

Г.   Эритромицин.

Д.  Цефотаксим.

Е.   Цефпиром.

Ж.  Азтреонам.

3.  Макролиды:

А.   Эритромицин.

Б. Доксициклин.

В. Клиндамицин.

Г.  Кларитромицин.

Д. Рокситромицин.

Е. Азитромицин.

Ж. Ванкомицин.

4. Тетрациклины:

А. Доксициклин.

Б. Метациклин.

В.  Азитромицин.

Г. Клиндамицин.

Д. Цефотаксим..

Е. Ванкомицин.

Ж. Эритромицин.

5. Биосинтетические пенициллины:

А. Обладают широким спектром действия.

Б. Устойчивы к ß-лактамазам грамположительных бактерий.

В.   Разрушаются ß-лактамазой грамположительных бактерий.

Г. Действуют бактериостатически.

Д. Действуют бактерицидно.

Е. Разрушаютя в кислой среде желудка.

Ж. Кислотоустойчивы.

6. Цефалоспорины:

А.  Обладают широким спектром действия.

Б. Влияют, в основном, на грамположительные бактерии.

В.  Действуют бактерицидно.

Г.  Действуют бактериостатически.

Д.   Устойчивы к ß-лактамазам грамположительных бактерий.

7. Имипинем:

А. Обладают широким спектром действия.

Б.  Влияет, в основном, на грамотрицательные бактерии.

В.  Устойчив к ß-лактамазам грамотрицательных бактерий.

Г.  Разрушается дегидропептидазой-1проксимальных канальцев почек.

Д.  Действует бактерицидно.

Е.  Действует бактериостатически.

Ж.  Назначают парентерально.

8.  Тетрациклины:

А.  Обладают широким спектром действия.

Б.  Влияют, преимущественно, на грамотрицательные бактерии.

В.  Влияют, преимущественно, на грамположительные бактерии.

Г.  Нарушает синтез белка на рибосомах.

Д.  Действует бактериостатически.

Е.  Действует бактерицидно.

9.  Преимущественно бактериостатически действуют:

А.  Тетрациклины.

Б.  Цефалоспорины.

В.  Биосинтетические пенициллины.

Г.  Эритромицин

10.  ß-лактамные антибиотики действуют бактерицидно, потому что нарушают:

А.  Проницаемость цитоплазматической мембраны.

Б.  Синтез белка на рибосомах.

В.  Синтез клеточной стенки.

Г.  Синтез РНК.

  6. Решите задачи для самоконтроля по теме «Химиотерапевтические средства.    Понятие о химиотерапии. Антибиотики»

1. К стоматологу был приведен ребенок – мальчик 2 лет 8 месяцев. Мать сообщила, что у ребенка 8 зубов  и больше не появляются уже более года. Год назад ребенок болел дизентерией, лежал в инфекционной больнице. При осмотре – зубы искривлены, темные, редко расположенные. Какую группу антибиотиков использовать для лечения дизентерии?

2. Больному И. 40 лет, страдающему острым бронхитом был назаначен ампициллин.

Через 2 дня у него появилась сыпь на коже, зуд. С чем связано появление этих осложнений.

7. Ответы для самоконтроля по теме «Химиотерапевтические средства. Понятие о химиотерапии. Антибиотики»

Ответы на тесты:

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Фармакология
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
168 Kb
Скачали:
0