Министерство здравоохранения Республики Беларусь
Учреждение образования
«Гомельский государственный медицинский университет»
Кафедра общей и биоорганической химии
Обсуждено на заседании кафедры ___________________
Протокол №_____________________________________
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
для проведения занятия со студентами I курса
медико-диагностического факультета по биоорганической химии
Тема № 2: Пространственное строение органических соединений
Время: 2,5 часа
1. УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:
Сформировать у студентов представления о единстве строения конфигурации и конформации органических молекул как основы для дальнейшего понимания связи пространственного строения с биологической активностью.
МОТИВАЦИЯ ДЛЯ УСВОЕНИЯ ТЕМЫ:
Основные положения теории строения органических соединений были сформулированы А.М. Бутлеровым. Бутлеров ввел понятие о химическом строении как последовательности межатомных связей в молекуле. Для полного описания расположения атомов в молекуле используют три основных понятия: химическое строение, конфигурация и конформация, характеризующие различные, постепенно усложняющиеся уровни организации ее структуры. Важно отметить, что пространственное строение взаимосвязано не только с физическими и химическими свойствами веществ, но и с проявляемой ими биологической активностью.
ТРЕБОВАНИЯ К ИСХОДНОМУ УРОВНЮ ЗНАНИЙ:
а) виды гибридизации атома углерода sp , sp2, sp3
б) строение σ- и π-связей.
В результате проведения занятия студент должен:
1) знать:
- основные положения теории строения органических соединений А.М. Бутлерова;
- понятие об изомерии органических соединений и ее видах: а) структурной, б) пространственной;
- виды пространственной (стереоизомерии): а) конфигурация; б) конформация.
2) уметь:
- составлять структурные формулы органических соединений;
- составлять формулы структурных изомеров углеводородов и монофункциональных соединений;
- составлять стереохимические формулы органических соединений, описывающих их тетраэдрическую конфигурацию;
- составлять проекционные формулы Ньюмена, описывающие конформации органических молекул;
- изображать кресловидные конформации циклогексана, шестичленных гетероциклов и их производных.
2. СВЯЗЬ СО СМЕЖНЫМИ ДИСЦИПЛИНАМИ:
Полученные знания при изучении связи пространственного строения и механизма действия и реакционной способности биологически активных веществ могут быть использованы при изучении курсов биохимии, медицинской биологии и физики.
3. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ:
3.1 Виды гибридизации атома углерода sp, sp2, sp3.
3.2 Строение σ- и π-связей.
3.3 Пространственное строение органических соединений. Тетраэдрическая конфигурация атома углерода (стереохимические формулы).
3.4 Конформации соединении с открытой цепью и их энергетические характеритики. Проекционные формулы Ньюмена.
3.5 Конформации циклических соединений (на примере циклогексана
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.