Результаты, полученные уровня агрессивности Басса – Дарки в группе воспитанников Петровского детского дома
Таблица 6
№ п/п |
Ф.а. |
В.а. |
К.а. |
Нег. |
Раз. |
П. |
Об. |
А. |
И.а. |
И.в. |
1 |
9 |
12 |
8 |
5 |
11 |
5 |
3 |
9 |
4 |
4 |
2 |
9 |
11 |
6 |
4 |
7 |
6 |
5 |
7 |
8,6 |
6,5 |
3 |
9 |
11 |
5 |
3 |
4 |
8 |
3 |
8 |
7,6 |
5,5 |
4 |
9 |
9 |
4 |
5 |
3 |
10 |
5 |
9 |
7,3 |
7,6 |
5 |
10 |
10 |
6 |
4 |
11 |
6 |
3 |
7 |
8 |
4,5 |
6 |
9 |
6 |
8 |
5 |
5 |
7 |
3 |
9 |
6,6 |
5 |
7 |
10 |
10 |
8 |
5 |
8 |
6 |
6 |
9 |
9 |
6 |
8 |
9 |
8 |
6 |
4 |
8 |
7 |
6 |
6 |
7 |
6,5 |
9 |
9 |
12 |
6 |
5 |
11 |
8 |
7 |
8 |
9 |
7,5 |
10 |
10 |
13 |
5 |
3 |
5 |
6 |
6 |
9 |
6 |
6 |
11 |
9 |
4 |
4 |
2 |
11 |
5 |
4 |
8 |
5,6 |
4,5 |
12 |
7 |
13 |
6 |
5 |
5 |
7 |
5 |
8 |
6,6 |
6 |
13 |
6 |
8 |
4 |
3 |
6 |
7 |
4 |
9 |
6 |
5,5 |
14 |
10 |
11 |
6 |
4 |
11 |
7 |
6 |
8 |
9 |
6,5 |
15 |
6 |
11 |
8 |
4 |
7 |
8 |
4 |
9 |
7,3 |
6 |
16 |
10 |
12 |
7 |
4 |
6 |
7 |
6 |
7 |
9 |
6,5 |
17 |
7 |
12 |
8 |
3 |
10 |
8 |
4 |
8 |
8,6 |
6 |
18 |
9 |
11 |
5 |
5 |
7 |
6 |
6 |
8 |
7,6 |
6 |
19 |
9 |
10 |
5 |
4 |
6 |
9 |
4 |
7 |
8 |
6,5 |
20 |
10 |
9 |
6 |
3 |
5 |
8 |
6 |
7 |
6,3 |
7 |
21 |
5 |
12 |
3 |
5 |
1 |
3 |
3 |
6 |
3 |
3 |
22 |
9 |
10 |
7 |
4 |
7 |
5 |
7 |
8 |
9 |
6 |
23 |
8 |
3 |
0 |
3 |
5 |
8 |
5 |
8 |
3,6 |
6,5 |
24 |
6 |
8 |
6 |
5 |
3 |
7 |
8 |
7 |
6,6 |
7,5 |
25 |
6 |
12 |
4 |
5 |
4 |
7 |
5 |
7 |
5,6 |
6 |
26 |
10 |
9 |
7 |
4 |
4 |
6 |
7 |
8 |
7 |
6,5 |
27 |
5 |
11 |
7 |
3 |
6 |
4 |
6 |
7 |
7,6 |
5 |
28 |
10 |
12 |
3 |
4 |
6 |
4 |
3 |
9 |
5 |
3,5 |
29 |
9 |
9 |
6 |
3 |
7 |
9 |
6 |
7 |
8 |
7,5 |
30 |
10 |
10 |
4 |
4 |
3 |
6 |
2 |
8 |
7,3 |
4 |
Макс по шкалам |
10 |
13 |
9 |
5 |
11 |
10 |
8 |
9 |
11 |
9 |
Процентное распределение по шкалам уровня агрессивности мы брали из значений max и получили следующие результаты: физическая агрессия - 21 человек (70%); вербальная агрессия – 18 человек (60%); косвенная агрессия 9 человек (30%); негативизм 15 человек (50%); раздражение 8 человека (27%); подозрительность 6 человек (20%); обида 18 человек (60%); аутоагрессия 23 человека (76%). Таким образом, средний балл по каждой шкале для группы испытуемых не намного превосходит норму. Хотя индивидуальные баллы по нескольким шкалам у некоторых испытуемых несколько завышены. Особенно высокие показатели отмечены по шкалам «Физическая агрессия», «Вербальная агрессия», «Негативизм», «Обида» и «Аутоагрессия». Индексы агрессивности и враждебности также превышают норму.
Опросник уровня агрессивности Басса – Дарки
в группе воспитанников Петровского детского дома
(показатели высокого уровня)
Диаграмма 6
Таблица сравнительного анализа по опроснику Басса-Дарки.
Таблица 7
Показатели агрессии |
Ф.а. Мах. 10 |
В.а. Мах 13 |
К.а. Мах 9 |
Нег Мах 5 |
Раз. Мах 11 |
Под. Мах 10 |
Об. Мах 8 |
Аут. Мах 9 |
И.а. Мах 11 |
И.в. Мах 9 |
Группа учащихся |
6,7 |
7,9 |
4,6 |
3,2 |
5,5 |
6,5 |
4 |
7,5 |
6,5 |
5,2 |
Группа воспитанников |
7,2 |
9,2 |
6 |
3,2 |
5,6 |
6,8 |
6 |
5,5 |
7,5 |
6,5 |
Из таблицы сравнения показателей агрессии по вопроснику Басса-Дарки можно увидеть, что агрессия по восьми показателям выше у воспитанников детского дома.
Сравнительный анализ по опроснику Басса-Дарки
Диаграмма 7
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что показатели агрессии у воспитанников детского дома превышают норму, то есть сильно выражены. Это не удивительно, так как подростки, испытавшие в детстве депривацию, отчуждённость от своих родителей, которые должны были привить им навыки общения, не получили достаточно тепла и ласки и не умеют нормально выражать и проявлять свои эмоции. Интересно, что также высокие оценки по показателям внутренней агрессии, таких как обида, негативизм. Возможно, агрессия у большинства из них носит скорее защитный характер. Подростки боятся проявления агрессии по отношению к себе со стороны других людей, поэтому им кажется, что если они будут агрессивны, то минуют агрессию других.
2.3. Разработка и описание коррекционной программы направленной на снижение уровня тревожности и агрессивности
Данная коррекционная работа была составлена с учетом полученных данных и условий нахождения воспитанников Петровского детского дома.
Коррекционная программа
Цель программы:
снижение уровня тревожности и агрессивности подростка путем снятия эмоционального напряжения, устранения патологических стереотипов реагирования, повышение самооценки, принятие себя и других.
Задачи программы:
- устранить у подростка неконтролируемые чувства гнева и злости;
- научить его контролировать свой агрессию, выражать недовольство в приемлемой форме;
- повысить самооценку ребенка, нормализовать эмоциональное состояние и развить чувство эмпатии;
- закрепить положительные коммуникативные модели поведения: устранить ругательства и драчливость ребенка.
Методологический аспект (принципы, формы и методы работы).
Методологической основой программы «Коррекции тревожного и агрессивного поведения детей подросткового возраста» стали принципы структурного, когнитивного и деятельностного личностно-ориентированного подходов.
В данной программе используются следующие методы:
· Дискуссия, обсуждение
· Работа в парах
· Рисунок
· Психологическая игра
· Работа в малых группах
· Визуализация
· Интерактивные игры
Организационные условия провидения занятий:
Программа предназначена для работы с подростками с 10 до 16 лет;
Оптимальная численность группы 10-12 человек;
Продолжительность занятий – 40 минут;
Периодическая занятость определяется самим психологом, но не реже один раз в неделю;
Программа рассчитана на 10 занятий (одна учебная четверть).
Групповая работа обязана проводиться в довольно просторном и хорошо проветриваемом помещении. В интерьере помещения обязаны доминировать спокойные и безмятежные цвета.
Для обеспечения деятельности на занятиях нужны: карандаши, бумага, ножницы, мелки клей. Гуашь, мячи, фломастеры, мягкие игрушки.
Структура занятий содержит в себе непременный ритуал приветствия, разминку и основное упражнение.
Разминкам и ритуалам приветствия, а также ритуалам прощания отдают предпочтение в зависимости от состояния группы и приоритетов ведущего.
Пред началом занятий проводятся с каждым участником группы консультация.
Данная программа состоит из определённой последовательности
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.