Особенности тревожности и агрессивности подростков, воспитывающихся в различных социальных условиях

Страницы работы

76 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Результаты, полученные уровня агрессивности Басса – Дарки в группе воспитанников Петровского детского дома

Таблица 6

№ п/п

Ф.а.

В.а.

К.а.

Нег.

Раз.

П.

Об.

А.

И.а.

И.в.

1

9

12

8

5

11

5

3

9

4

4

2

9

11

6

4

7

6

5

7

8,6

6,5

3

9

11

5

3

4

8

3

8

7,6

5,5

4

9

9

4

5

3

10

5

9

7,3

7,6

5

10

10

6

4

11

6

3

7

8

4,5

6

9

6

8

5

5

7

3

9

6,6

5

7

10

10

8

5

8

6

6

9

9

6

8

9

8

6

4

8

7

6

6

7

6,5

9

9

12

6

5

11

8

7

8

9

7,5

10

10

13

5

3

5

6

6

9

6

6

11

9

4

4

2

11

5

4

8

5,6

4,5

12

7

13

6

5

5

7

5

8

6,6

6

13

6

8

4

3

6

7

4

9

6

5,5

14

10

11

6

4

11

7

6

8

9

6,5

15

6

11

8

4

7

8

4

9

7,3

6

16

10

12

7

4

6

7

6

7

9

6,5

17

7

12

8

3

10

8

4

8

8,6

6

18

9

11

5

5

7

6

6

8

7,6

6

19

9

10

5

4

6

9

4

7

8

6,5

20

10

9

6

3

5

8

6

7

6,3

7

21

5

12

3

5

1

3

3

6

3

3

22

9

10

7

4

7

5

7

8

9

6

23

8

3

0

3

5

8

5

8

3,6

6,5

24

6

8

6

5

3

7

8

7

6,6

7,5

25

6

12

4

5

4

7

5

7

5,6

6

26

10

9

7

4

4

6

7

8

7

6,5

27

5

11

7

3

6

4

6

7

7,6

5

28

10

12

3

4

6

4

3

9

5

3,5

29

9

9

6

3

7

9

6

7

8

7,5

30

10

10

4

4

3

6

2

8

7,3

4

Макс по шкалам

10

13

9

5

11

10

8

9

11

9

Процентное распределение по шкалам уровня агрессивности мы брали из значений max и получили следующие результаты: физическая агрессия  - 21 человек (70%); вербальная агрессия – 18 человек (60%); косвенная агрессия 9 человек (30%); негативизм 15 человек (50%); раздражение 8 человека (27%); подозрительность 6 человек (20%); обида 18 человек (60%); аутоагрессия 23 человека (76%). Таким образом, средний балл по каждой шкале для группы испытуемых не намного превосходит норму. Хотя индивидуальные баллы по нескольким шкалам у некоторых испытуемых несколько завышены. Особенно высокие показатели отмечены по шкалам «Физическая агрессия», «Вербальная агрессия», «Негативизм», «Обида» и «Аутоагрессия». Индексы агрессивности и враждебности также превышают норму.

Опросник  уровня агрессивности Басса – Дарки

в группе воспитанников Петровского детского дома

 (показатели высокого уровня)

Диаграмма 6

Таблица сравнительного анализа по опроснику Басса-Дарки.

Таблица 7

Показатели агрессии

Ф.а.

Мах.

10

В.а.

Мах

13

К.а.

Мах

9

Нег

Мах

5

Раз.

Мах

11

Под.

Мах

10

Об.

Мах

8

Аут.

Мах

9

И.а.

Мах

11

И.в.

Мах

9

Группа учащихся

6,7

7,9

4,6

3,2

5,5

6,5

4

7,5

6,5

5,2

Группа воспитанников

7,2

9,2

6

3,2

5,6

6,8

6

5,5

7,5

6,5

Из таблицы сравнения показателей агрессии по вопроснику Басса-Дарки можно увидеть, что агрессия по восьми показателям выше у воспитанников детского дома.

Сравнительный  анализ по опроснику Басса-Дарки

Диаграмма 7

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что показатели агрессии у воспитанников детского дома превышают норму, то есть сильно выражены. Это не удивительно, так как подростки, испытавшие в детстве депривацию, отчуждённость от своих родителей, которые должны были привить им навыки общения, не получили достаточно тепла и ласки и не умеют нормально выражать и проявлять свои эмоции. Интересно, что также высокие оценки по показателям внутренней агрессии, таких как обида, негативизм. Возможно, агрессия у большинства из них носит скорее защитный характер. Подростки боятся проявления агрессии по отношению к себе со стороны других людей, поэтому им кажется, что если они будут агрессивны, то минуют агрессию других.

2.3. Разработка и описание коррекционной программы направленной на снижение уровня тревожности и агрессивности

Данная коррекционная работа была составлена с учетом полученных данных и условий нахождения воспитанников Петровского детского дома.

Коррекционная программа

Цель программы:

снижение уровня тревожности и агрессивности подростка путем снятия эмоционального напряжения, устранения патологических стереотипов реагирования, повышение самооценки, принятие себя и других.

Задачи программы:

- устранить у подростка неконтролируемые чувства гнева и злости;

- научить его контролировать свой агрессию, выражать недовольство в приемлемой форме;

- повысить самооценку ребенка, нормализовать эмоциональное состояние и развить чувство эмпатии;

- закрепить положительные коммуникативные модели поведения: устранить ругательства и драчливость ребенка.

Методологический аспект (принципы, формы и методы работы).

Методологической основой программы «Коррекции тревожного и агрессивного поведения детей подросткового возраста» стали принципы структурного, когнитивного и деятельностного личностно-ориентированного подходов.

В данной программе используются следующие методы:

·  Дискуссия, обсуждение

·  Работа в парах

·  Рисунок

·  Психологическая игра

·  Работа в малых группах

·  Визуализация

·  Интерактивные игры

Организационные условия провидения занятий:

Программа предназначена для работы с подростками с 10 до 16 лет;

Оптимальная численность группы 10-12 человек;

Продолжительность занятий – 40 минут;

Периодическая занятость определяется самим психологом, но не реже один раз в неделю;

Программа рассчитана на 10 занятий (одна учебная четверть).

Групповая работа обязана проводиться в довольно просторном и хорошо проветриваемом помещении. В интерьере помещения обязаны доминировать спокойные и безмятежные цвета.

Для обеспечения деятельности на занятиях нужны: карандаши, бумага, ножницы, мелки клей. Гуашь, мячи, фломастеры, мягкие игрушки.

Структура занятий содержит в себе непременный ритуал приветствия, разминку и основное упражнение.

Разминкам и ритуалам приветствия, а также ритуалам прощания отдают предпочтение в зависимости от состояния группы и приоритетов ведущего.

Пред началом занятий проводятся с каждым участником группы консультация.

Данная программа состоит из определённой последовательности

Похожие материалы

Информация о работе