Рассмотрим такой показатель, как текучесть кадров (таблица 2.2). В компании данный показатель применяется только для категории торгового персонала, по причине того, что в других категориях текучесть настолько низкая, что ее учет не ведется.
2011 |
2012 |
2013 |
|||
Чел. |
% |
Чел. |
% |
Чел. |
% |
107 |
50,9 |
132 |
48,7 |
180 |
55,7 |
По данным таблицы видно, что текучесть торгового персонала очень высокая, при этом в 2013 г. коэффициент текучести кадров вырос по сравнению с предыдущими периодами и составляет 55,7%, что увеличивает затраты на найм нового персонала.
При этом специфика работы с дивизионами предусматривает то, что процедура найма персонала в компании в связи с дивизиональной организационной структурой усложнена, например, менеджер по персоналу компании «Эльдорадо» по сибирскому дивизиону, как нами упоминалось ранее, занимается наймом персонала для магазинов Эльдорадо в Новосибирске, Томске, Прокопьевске, Междуреченске и Кемерово. Но следует учитывать, что при этом специалист по кадрам находится в Новосибирске, в одном из магазинов «Эльдорадо», в котором помимо торгового персонала располагается еще и офис компании с кадровой и маркетинговой службой. Таким образом, вся работа, которую осуществляет менеджер по персоналу, происходит дистанционно, без личного контакта с кандидатами. С одной стороны, это позволяет сэкономить время специалиста по кадрам и закрыть за это время большее количество вакансий, но с другой- зачастую, это снижает эффективность подбора, так как приходится сомневаться в том, насколько представительный и качественный список кандидатов будет сформирован в результате такого дистанционного подбора и отбора.
Помимо этой затянутости в процедуре, наблюдается еще одна проблема: с обратной связью между менеджером по персоналу и директорами магазинов. Рассмотрим ситуацию, когда менеджер по персоналу уже отправил директорам магазинов резюме отобранных кандидатов. По идее, как только директор магазина провел собеседование и организовал прохождение SHL-теста, и знает его результаты, на следующий день ему необходимо связаться с кандидатом, для уведомления о том, что он принят на работу, или о том, что его кандидатура отклонена по какой-либо причине. Именно на этом завершающем этапе возникают определенные трудности следующего характера: директор магазина своевременно не сообщает менеджеру по персоналу о том, что направленный на собеседование кандидат не походит по каким-либо личным или профессиональным требованиям или если результаты SHL-теста отрицательные – в это время менеджер по персоналу полагает, что потребность в персонале в данном магазине удовлетворена и занимается поиском персонала в другие, хотя на самом деле это не так.
Все выявленные проблемы нуждаются в решении, так это позволило бы оптимизировать затраты на подбор персонала и сделать данный процесс более упорядоченным и эффективным.
Что касается быстроты заполнения вакантных мест, то ситуация в компании выглядит следующим образом: на закрытие вакансии «продавец» установлен срок 2 недели, но, как показывает практика, не всегда удается закрыть вакансию в срок, в крупных городах – это реально, а вот в небольших, таких как Междуреченск и Прокопьевск, на это уходит от 3 до 4 недель. Вакансии на руководящие должности закрываются от 1 до 2 месяцев, это связано с усложненными процедурами подбора и отбора. Рассмотрим коэффициенты эффективности заполнения вакансий (таблица 2.3)
Показатели закрытия вакансий |
План |
Факт |
Коэффициент эффективности |
кол-во дней от подачи заявления до выхода на работу: |
|||
- торговый персонал |
14 |
21 |
0,67 |
- руководители |
30 |
60 |
0,5 |
Обратимся к статистике, сколько в среднем проработал в компании сотрудник, прежде чем был уволен за нарушение трудовой дисциплины, либо уволился по собственному желанию (таблица 2.4)
Показатель |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
|||
Чел. |
% |
Чел. |
% |
Чел. |
% |
|
Число уволенных/уволившихся сотрудников всего: |
107 |
100 |
132 |
100 |
180 |
100 |
Из них те, кто не прошел период адаптации (то есть уволенных / уволившихся в срок до 3 месяцев) |
57 |
53 |
63 |
48 |
88 |
49 |
Число тех, кто уволился, проработав в компании период до 1 года |
39 |
36 |
48 |
36 |
43 |
24 |
Число тех, кто уволился, проработав в компании более года |
11 |
11 |
21 |
16 |
31 |
27 |
Как можно увидеть, наибольшая текучесть персонала (около 50%) наблюдается в период до 3 месяцев работы, этот срок совпадает с прохождением испытательного срока и периодом адаптации сотрудника. Редко бывают случаи, когда персонал начинает увольняться после того, как уже довольно долго работает в компании, обычно текучесть как раз ярко выражена у тех, кто совсем недавно пришел на работу в компанию. Поэтому компания напрямую заинтересована в том, чтобы правильно ввести нового сотрудника в должность и провести все адаптационные мероприятия, чтобы человеку было комфортно на новом рабочем месте, в новом коллективе и у него не возникало мыслей о смене места работы.
Рассмотрим практику бюджетирования затрат на наем торгового персонала[8]. Основными статьями расходов в данном случае являются (таблица 2.5):
Финансовые затраты |
Затраты времени менеджера по персоналу ( в день) |
1) оплата коммерческого доступа сроком на 1 месяц на сайт НГС.работа – 5500 руб; |
1) Затраты времени на снятие откликов – 0,5 часа |
2) оплата коммерческого доступа сроком на 1 месяц на сайт Superjob – 11000 руб; |
2) Затраты времени на активный поиск кандидатов – 1 час |
3) оплата коммерческого доступа сроком на 1 месяц на сайт HeadHunter – 9500 руб; |
3) Затраты времени на проведение первичного собеседования – 2 часа |
4)размещение объявления на сайте компании «Эльдорадо» - бесплатно |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.