Содержание
Задача 1. 3
Задача 2. 5
Задача 3. 6
Задача 4. 8
Задача 5. 10
Задача 6. 11
Задача 7. 13
Список литература. 15
Распределение предприятий по численности работников:
Группы предприятий по численности работников, чел. |
Число предприятий |
До 2 |
14 |
2-4 |
28 |
4-6 |
31 |
6-8 |
18 |
8 и более |
9 |
Определите:
1) среднюю численность работников на одно предприятие;
2) дисперсию и среднее квадратическое отклонение;
3) коэффициент вариации;
4) модальную численность работников предприятий.
Постройте график распределения предприятий по численности работников. Сделайте выводы.
Решение:
1) Рассчитаем среднюю численность работников на предприятии используя формулу:
,
где – среднее значение признака;
– значение признака у отдельных единиц совокупности, ;
– частота признака.
Вспомогательные вычисления занесем в таблицу:
Группы предприятий по численности работников, чел. |
Число предприятий, |
Середина интервала, хi |
хi |
()2 |
()2f |
|
До 2 |
14 |
1 |
14 |
-3,6 |
12,96 |
181,44 |
2-4 |
28 |
3 |
84 |
-1,6 |
2,56 |
71,68 |
4-6 |
31 |
5 |
155 |
0,4 |
0,16 |
4,96 |
6-8 |
18 |
7 |
126 |
2,4 |
5,76 |
103,68 |
8 и более |
9 |
9 |
81 |
4,4 |
19,36 |
174,24 |
Сумма |
100 |
– |
460 |
– |
– |
536 |
Используя полученные данные, рассчитаем значение средней численности работников на предприятии:
чел.
2) Определим показатели вариации – дисперсию и среднее квадратическое отклонение:
Дисперсия равна:
чел.
Среднее квадратическое отклонение:
чел.
3) Определим степень отклонения индивидуальных значений признака от среднего уровня:
4) Значение моды определяем по формуле:
,
где – начало модального интервала (минимальное значение признака в модальном интервале);
– величина соответственно модального интервала;
– частота модального, до и послемодального интервалов соответственно.
Модальный интервал – интервал с наибольшей частотой признака, в нашей задаче это интервал от 4 до 6 чел. Подставляем исходные значения и получаем:
чел.
Построим гистограмму распределения численности работников по предприятиям, для этого по оси абсцисс отложим значения численности работников, а по оси ординат – частоты:
Выводы:
1) средняя численность работников на предприятии составляет 4,6 чел.;
2) отклонение от средней численности составляет 2,315 чел. или 50,33%, вариация признака сильная;
3) наиболее часто встречается численность работников, равная 4,375 чел.
Для определения среднего размера кредита по одному из банков с общим числом заемщиков 5000, необходимо провести выборку счетов методом механического отбора. Предварительно установлено, что среднее квадратическое отклонение размера кредита составляет 10000 руб.
Определите необходимую численность выборки при условии, что с вероятностью 0,954 ошибка выборки не превысит 1000 рублей.
Решение:
Необходимый объем бесповторной выборки для механического отбора можно определить при помощи формулы:
, где Δ – предельная ошибка выборки;
σ2 – выборочная дисперсия;
t – коэффициент доверия, который вычисляется при помощи таблицы;
N– объем генеральной совокупности;
n – численность выборки.
Коэффициент доверия при вероятности Р = 0,954 составляет t = 2.
Подставив исходные данные получим:
Вывод: для того, чтобы ошибка выборки при проведении исследования не превысила 1000 руб. с вероятностью 0,954, необходимо исследовать не менее 371 заемщика.
Ежегодные темпы прироста реализации товара «А» составили в % к предыдущему году: 1998 – 5,5; 1999 – 6,2; 2000 – 8,4; 2001 – 10,5; 2002 – 9,2.
Исчислите за приведенные годы базисные темпы динамики по отношению к 1997 году и среднегодовой темп прироста за 1998-2002 гг.
Решение:
Вычислим коэффициенты цепные коэффициенты роста для каждого года:
,
где – цепной темп прироста.
Далее вычислим базисные коэффициенты роста, используя связь цепных и базисных показателей:
Соответственно темпы роста и прироста составят:
Занесем показатели в таблицу:
Год |
Коэффициент роста |
Темп роста, % |
Темп прироста, % |
|||
цепные |
базисные |
цепные |
базисные |
цепные |
базисные |
|
1998 |
1,055 |
1,055 |
105,5 |
105,5 |
5,5 |
5,5 |
1999 |
1,062 |
1,12 |
106,2 |
112 |
6,2 |
12 |
2000 |
1,084 |
1,215 |
108,4 |
121,5 |
8,4 |
21,5 |
2001 |
1,105 |
1,342 |
110,5 |
134,2 |
10,5 |
34,2 |
2002 |
1,092 |
1,465 |
109,2 |
146,5 |
9,2 |
46,5 |
Определим среднегодовой темп роста:
Среднегодовой темп прироста:
Имеются данные о спросе на книжную продукцию и структуре оборота книжного издательства в отчетном году:
Стратегическая единица |
Спрос на продукцию, тыс. экз. |
Доля в общем обороте издательства, % |
Классика |
20 |
0 |
Детская литература |
100 |
1,0 |
Зарубежный детектив |
60 |
49,5 |
Российский детектив |
120 |
20,5 |
Женский роман |
90 |
6,8 |
Фантастика |
50 |
0 |
Приключения |
30 |
1,0 |
Специальная литература |
110 |
14,3 |
Рекламная продукция |
60 |
4,9 |
Прочая литература |
80 |
2,0 |
Определите уровень согласованности между спросом на книжную продукцию и структурой оборота издательства с помощью коэффициентов корреляции Спирмена и Фехнера.
Решение:
Коэффициент ранговой корреляции Спирмена рассчитывается следующим образом:
,
где Rx – ранг признака Х;
Ry – ранг признака У;
n– число наблюдений.
Составим вспомогательную таблицу:
Стратегическая единица |
Спрос на продукцию, тыс. экз. |
Доля в общем обороте издательства, % |
Rx |
Ry |
||
Классика |
20 |
0 |
1 |
1,5 |
-0,5 |
0,25 |
Фантастика |
50 |
0 |
3 |
1,5 |
1,5 |
2,25 |
Приключения |
30 |
1 |
2 |
3,5 |
-1,5 |
2,25 |
Детская литература |
100 |
1 |
8 |
3,5 |
4,5 |
20,25 |
Прочая литература |
80 |
2 |
6 |
5 |
1 |
1 |
Рекламная продукция |
60 |
4,9 |
4,5 |
6 |
-1,5 |
2,25 |
Женский роман |
90 |
6,8 |
7 |
7 |
0 |
0 |
Специальная литература |
110 |
14,3 |
9 |
8 |
1 |
1 |
Российский детектив |
120 |
20,5 |
10 |
9 |
1 |
1 |
Зарубежный детектив |
60 |
49,5 |
4,5 |
10 |
-5,5 |
30,25 |
Сумма |
– |
– |
– |
– |
– |
60,5 |
Подставляя полученные значения в формулу, получаем:
Коэффициент корреляции рангов Фехнера равен:
, где С – ситуация совпадений знаков отклонений от среднего ранга;
Н – ситуация несовпадений знаков отклонений от среднего ранга.
Средний ранг равен: .
Составим вспомогательную таблицу для расчета коэффициента Фехнера:
Стратегическая единица |
Спрос на продукцию, тыс. экз., Х |
Доля в общем обороте издательства, %, У |
Rx |
Ry |
Rx- |
Ry - |
Классика |
20 |
0 |
1 |
1,5 |
– |
– |
Фантастика |
50 |
0 |
3 |
1,5 |
– |
– |
Приключения |
30 |
1 |
2 |
3,5 |
– |
– |
Детская литература |
100 |
1 |
8 |
3,5 |
+ |
– |
Прочая литература |
80 |
2 |
6 |
5 |
+ |
– |
Рекламная продукция |
60 |
4,9 |
4,5 |
6 |
– |
+ |
Женский роман |
90 |
6,8 |
7 |
7 |
+ |
+ |
Специальная литература |
110 |
14,3 |
9 |
8 |
+ |
+ |
Российский детектив |
120 |
20,5 |
10 |
9 |
+ |
+ |
Зарубежный детектив |
60 |
49,5 |
4,5 |
10 |
– |
+ |
Итак,
Рассчитанные коэффициенты позволяют говорить о слабой зависимости
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.