Государственное регулирование экономики и экономическая политика

Страницы работы

36 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

1.  История государственного и муниципального управления в России.

2.  Теории государства.

3.  Государство как субъект управления

-  в т.ч. экономика как объект управления.

4.  Система органов государственного управления в России

-  законодательная власть;

-  исполнительная власть;

-  судебная власть.

5.  Муниципальное образование как субъект управления.

6.  Система органов муниципального управления.

7.  Государственная экономическая политика. Инструментарий.

8.  Региональное взаимодействие и интеграция: о регионе.

9.  Вертикаль и горизонталь власти.

10.  Программа социально-экономического развития:

-  государственная;

-  муниципальная.

11.  Общественные расходы:

-  на уровне государства;

-  на уровне муниципалитета.

12.  Бюджет: три уровня.

13.  Налоговая система и финансы.

14.  Регулирование рынков.

15.   Социальная политика, в т.ч. местная.

Тема 8. Государственное регулирование экономики и экономическая политика.

1.  Смешанная экономика и условия ее функционирования.

2.  Сущность и концепции государственного регулирования экономики.

3.  Переход к государственному регулированию экономики в России в постреформенный период.

4.  Цели и задачи регулирования экономики.

5.  Функции государства и инструменты государственного регулирования экономики.

1. Смешанная экономика и условия ее функционирования.

Базисной среди всех видов деятельности государства является экономическая, определяющая характер функционирования экономических ресурсов общества и, в силу их ограниченности, реализацию других функций как государства, так и органов местного самоуправления.

Содержание экономической деятельности государства во многом определяется типом экономической системы, которая регламентирует характер взаимоотношений субъектов экономики. Выделяют три основных субъекта экономики, функционирование которых способствует удовлетворение различных потребностей людей:

а)    домашние хозяйства;

б)    организации бизнеса;

в)    органы власти государства.

Отдельную группу составляют общественные организации, занятые обслуживанием домашних хозяйств и оказанием нерыночных услуг для особых социальных групп населения.

Домашние хозяйства являются потребителями конечных продуктов и услуг, производимых бизнесом. Они представляют собою обобщенный элемент потребительской сферы экономики. Организации бизнеса (фирмы различного хозяйственного статуса, включая кредитные и страховые организации) выступают как обобщенные элементы второй сферы экономики – производственной сферы, являясь промежуточными потребителями экономических ресурсов. Органы власти государства (бюджетные организации различных уровней управления экономикой от общенационального до местного) представляют собою обобщенные элементы третьей сферы экономики - сферы управления. При этом организации бизнеса производят всю массу продуктов и услуг для домашних хозяйств. На рис. 1.1 приведена схема хозяйственного взаимодействия различных субъектов экономики.

Из нее наглядно видно, что денежные доходы и расходы субъектов экономики функционируют в режиме кругооборота.

Так, сбережения населения, являющиеся разницей доходов и расходов домашних хозяйств, используются для приобретения недвижимости, или аккумулируются в финансово-кредитной сфере, или хранятся «в чулке». Тем самым домашние хозяйства своими сбережениями, за исключением «чулочных», способствуют формированию капиталообразующих инвестиций или непосредственно, или через финансово-кредитную сферу, где аккумулированные денежные средства в форме кредитов перераспределяются и используются заемщиками на инвестиционные цели.

Валовое накопление государства, представляющее собой разницу между его доходами и текущими расходами, также направляется на финансирование капиталообразующих инвестиций, т. е. на строительство объектов промышленного назначения, здравоохранения, культуры и т. д.

Собственные накопления предприятий вкупе с заемными средствами, а ими выступают трансформированные сбережения населения и валовое накопление государства, используются в качестве инвестиций для


 


Рис.1.1. Схема взаимодействия основных субъектов хозяйствования в смешанной экономике


расширения производства товаров, пользующихся спросом. При этом потребный объем инвестиций напрямую зависит от платежеспособного спроса населения. Чем выше последний, тем больший объем инвестиций и, соответственно, сбережений и накоплений требуется для функционирования экономических субъектов. Происходит переход от простого к расширенному кругообороту доходов и расходов в обществе, т. е. к оживлению производства и потребления товаров.

Характер взаимодействия выделенных субъектов экономики напрямую зависит от механизма распределения и перераспределения производимых в обществе благ, который устанавливается государством.

Экономические отношения, напрямую касающиеся распределения и перераспределения производимых благ, полностью определяются отношениями собственности в государстве.

Экономической основой централизованной экономики выступает государственная собственность на все средства производства. При этом народное хозяйство страны рассматривается как "единая фабрика", для функционирования которой не нужны рыночные регуляторы. Поэтому и производство и конечное распределение ресурсов основаны на принципах прямого директивного воздействия со стороны государства – планы и программы, прямое подчинение нижестоящих органов вышестоящим.

В рыночной экономике при многообразии собственности на средства

Похожие материалы

Информация о работе