- эмоциональный тип памяти - прежде всего сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства.
феноменальная память
-
характеризуется исключительно сильной образностью. Человек, например, «видит» отсутствующий предмет до мельчайших подробностей.
-
Мнемонист Шерешевский - исключительно развитая образная память. Он без особого труда удерживал огромные таблицы чисел, слов, легко вспоминая задание шестнадцатилетней давности, обстановку, в которой производился опыт, и т. д.
-
Механизм его запоминания сводился к тому, что он либо продолжал «видеть» предлагаемые ему ряды слов и цифр, либо превращал диктуемые ему слова или цифры в свои, хорошо знакомые ему образы.
механизмы памяти
-
Физиологи - хранение информации с образованием нервных связей (ассоциаций);
-
Биохимики — изменение состава РНК и других биохимических структур;
-
Психологи - зависимость памяти от характера деятельности человека и направленности личности
Процессы памяти:
-
Запоминание
-
Сохранение
-
Воспроизведение
-
Забывание
-
Запоминание — психическая деятельность, направленная на закрепление в памяти новой информации путем связывания ее с уже приобретенным ранее знанием
-
Воспроизведение — процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее.
-
Забывание — процесс, заключающийся в невозможности воспроизведения ранее закрепленного в памяти.
-
Воспроизведение - актуализация, оживление ранее образовавшихся в мозгу связей. Оно может протекать преднамеренно и непреднамеренно.
Теории забывания
-
Интерферирующего торможения следов
-
забывание - продукт влияния побочных воздействий, взаимного торможения следов.
-
Забывание зависит от характера деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию и происходящей после нее.
-
Угасания следов
-
следы постепенно угасают, стираются.
-
Забывание - естественный, протекающий
-
пассивно процесс
Интерферирующего торможения следов
-
Проактивное (вперед направленное) торможение - отрицательное влияние предшествующей запоминанию деятельности.
-
Ретроактивное (назад направленного) торможение - отрицательное влияние следующей за запоминанием деятельности.
-
Явления проактивного и ретроактивного торможения объясняют закономерности памяти:
-
преимущества распределенного повторения по сравнению с концентрированным;
-
лучшее сохранение начала и конца;
-
более прочное запоминание того, что заучено непосредственно перед сном
Кривая Эббингауза
-
Более 50% информации человек теряет к концу первого часа после окончания работы с информацией.
-
30 % информации утрачивается ещё в течении суток.
-
Целесообразно повторить информацию через час.
Эффект реминисценции
-
Улучшение со временем воспроизведения заученного материала без его повторения в интервале удержания.
-
Отсроченное на несколько дней воспроизведение нередко дает лучшие результаты, чем воспроизведение материала сразу после его заучивания.
Эффект интерференции
-
Влияние на эффективность воспроизведения искомого материала предшествующей или последующей информации.
-
Проактивная и Ретроактивная.
Эффект края
-
Разновидностью эффекта интерференции.
-
Начало и конец информационного ряда запоминаются (и воспроизводятся) лучше, чем середина.
Эффект Блюмы Зейгарник
-
Человек лучше запоминает материал, связанный с какими-либо незаконченными действиями, чем с законченными.
-
Эффект Ресторфф (эффект изоляции) - объект, выделяющийся из ряда сходных однородных объектов, запоминается лучше других.
-
числа, включенные в ряд слогов, запоминались лучше, чем слоги, в силу того что они образуют целостную фигуру на фоне остальных элементов ряда.
Эффект последействия прерванного действия М.Овсянкиной
-
Прерванные действия имеют тенденцию к завершению.
-
В 86% случаев испытуемые возвращались к прерванному действию, что бы его завершить.
Успешность памяти зависит:
-
от степени завершенности действий запоминания;
-
от интересов и склонностей личности;
-
от отношения личности к той или иной деятельности;
-
от эмоционального настроя;
-
от волевого усилия.
индивидуальные различия в памяти
-
в различной скорости запоминания;
-
в прочности сохранения;
-
в легкости воспроизведения.
Мнемотехнические приемы
-
Методы группировки
-
Методы рифм и ритма
-
Метод акронимов – составление сокращенных названий из первых букв слов
-
СЭВ, ООН, НАТО - акроним
-
Как расшифровывается ЮНЕСКО?
-
Метод акростихов- стихи, первые буквы каждой строки которых, образуют какое-то слово или фразу.
-
Цепной метод - элементы списка стараются ассоциировать друг с другом