Методы обучения русскому языку. Классификация методов по различным основаниям

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Методы обучения русскому языку

Метод как категория методики

  • - способ достижения определенной учебной цели (формирование универсальных учебных действий; приобретение знаний, умений и навыков).
  • Существуют два уровня методов обучения:
  • 1) общедидактический,
  • 2) частнодидактический.

Методы общедидактического уровня

  • Объяснительно-иллюстративные методы (учащемуся разными способами предъявляется информация, а он эту информацию воспринимает, осознает, запоминает).
  • Репродуктивные методы (учащийся выполняет предложенные задания, направленные на воспроизведение уже полученных им знаний).

Методы общедидактического уровня

  • Методы проблемного изложения (перед учащимися ставится проблема и раскрывается путь и логика ее решения; учащийся, следя за этой логикой, усваивает этапы решения проблемы).
  • Частично-поисковые методы (учащиеся решают поставленную задачу, используя наводящие вопросы или самостоятельно, но под контролем преподавателя).

Классификация методов по различным основаниям

  • Источник получения знаний (слово учителя, анализ материала учебника, беседа с учителем, анализ фактов, работа с учебником, работа с компьютером, использование наглядных пособий).
  • Дидактическая цель (обучающие методы и методы контроля).
  • Путь познания, законы мышления и логики (методы дедукции и индукции, аналогии, сопоставления и противопоставления, анализа и синтеза).

Частнодидактические методы

  • Применение общедидактических методов к преподаванию русского языка
  • Например, методы контроля могут осуществляться в виде разного рода диктантов, сочинений, изложений.
  • Методический прием – частное по отношению к методу понятие, представляющее собой звено в процессе применения метода (метод запоминания материала – конспектирование; методический прием – сокращение сквозных терминов).

Процесс обучения

Собственно обучение

Контроль

Освоение нового материала

Формиро-вание умений и навыков

Обобщение

Повторение

Восприятие

Осознание

Запомина-ние

Воспроиз-ведение

Основные методы на этапе восприятия и осознания нового материала

  • Восприятие материала – через слуховой и зрительный каналы.
  • Подача нового материала:
  • 1) создание проблемной ситуации (показать языковые факты, которые учащиеся не в состоянии объяснить исходя из имеющихся знаний);
  • 2) подготовка к восприятию новой темы (через её обозначение и разъяснение терминов);
  • 3) раскрытие сущности изучаемой темы, понятия или правила (задействовать как можно больше каналов восприятия и видов памяти);
  • 4) Обучение применению знаний на практике (алгоритм рассуждения, образец разбора).

Догматические методы

  • объяснительно-иллюстративные и репродуктивные.
  • Слово учителя (запланированное, незапланированное) – продолжительность, наглядность.
  • Анализ текста учебника (контроль методом опроса; оправдан при изучении орфографико-пунктуационных тем, пропуски по болезни).

Эвристические методы

  • методы проблемного изложения, частично-поисковые методы.
  • Беседа с учителем:
  • 1) сообщающая (учитель сообщает новое, ученики приводят примеры);
  • 2) эвристическая (учитель в определенной последовательности задает вопросы, ответы на которые приводят учащихся к самостоятельным выводам);
  • 3) воспроизводящая (вопросно-ответная форма, на этапе закрепления и повторения).

Вопросы к эвристической и воспроизводящей беседе

  • должны быть:
  • четко сформулированными,
  • не допускающими двоякого толкования и нескольких возможных правильных ответов,
  • не подсказывающими ответа своей формулировкой,
  • не предполагающими однословного положительного или отрицательного ответа.

Эвристические методы

Анализ языкового материала (ученики в соответствии с заданием учителя отбирают из текста какие-либо языковые факты, видоизменяют текст в соответствии с поставленной задачей, описывают произошедшие грамматические изменения и т.д.) Выбор метода зависит от: 1) характера материала, 2) уровня и индивидуальных особенностей класса.

Методы формирования учебно-языковых умений

  • Умения делятся на:
  • языковые,
  • речевые,
  • орфографико-пунктуационные.
  • Основные методы формирования умений – упражнения.

Языковые умения

  • Опознавательные (распознавание языковых единиц с определенными признаками в тексте или ряду единиц).
  • Классификационные (умение группировать слова по разным объединяющим признакам).
  • Синтетические (все виды грамматических разборов).

Речевые умения

  • Некоммуникативные (тренировочные: образование словосочетаний, предложений, постановка ударения).
  • Коммуникативные (направлены непосредственно на общение: это разные виды работы с текстом)
  • анализ текста ( составление плана, анализ композиции, стиля; озаглавливание);
  • продуцирование текста (сочинение, изложение, творческий диктант).

Орфографические и пунктуационные умения

  • формируются применением основных методов:
  • вставление пропущенных букв, раскрытие скобок;
  • нахождение орфограмм и пунктограмм;
  • объяснение условий выбора;
  • списывание;
  • диктант.

Формирование умений и навыков

  • происходит в несколько этапов:
  • первичное закрепление (в одновременной работе всего класса

Похожие материалы

Информация о работе