Методы обучения русскому языку
Метод как категория методики
-
- способ достижения определенной учебной цели (формирование универсальных учебных действий; приобретение знаний, умений и навыков).
-
Существуют два уровня методов обучения:
-
1) общедидактический,
-
2) частнодидактический.
Методы общедидактического уровня
-
Объяснительно-иллюстративные методы (учащемуся разными способами предъявляется информация, а он эту информацию воспринимает, осознает, запоминает).
-
Репродуктивные методы (учащийся выполняет предложенные задания, направленные на воспроизведение уже полученных им знаний).
Методы общедидактического уровня
-
Методы проблемного изложения (перед учащимися ставится проблема и раскрывается путь и логика ее решения; учащийся, следя за этой логикой, усваивает этапы решения проблемы).
-
Частично-поисковые методы (учащиеся решают поставленную задачу, используя наводящие вопросы или самостоятельно, но под контролем преподавателя).
Классификация методов по различным основаниям
-
Источник получения знаний (слово учителя, анализ материала учебника, беседа с учителем, анализ фактов, работа с учебником, работа с компьютером, использование наглядных пособий).
-
Дидактическая цель (обучающие методы и методы контроля).
-
Путь познания, законы мышления и логики (методы дедукции и индукции, аналогии, сопоставления и противопоставления, анализа и синтеза).
Частнодидактические методы
-
Применение общедидактических методов к преподаванию русского языка
-
Например, методы контроля могут осуществляться в виде разного рода диктантов, сочинений, изложений.
-
Методический прием – частное по отношению к методу понятие, представляющее собой звено в процессе применения метода (метод запоминания материала – конспектирование; методический прием – сокращение сквозных терминов).
Процесс обучения
Собственно обучение
Контроль
Освоение нового материала
Формиро-вание умений и навыков
Обобщение
Повторение
Восприятие
Осознание
Запомина-ние
Воспроиз-ведение
Основные методы на этапе восприятия и осознания нового материала
-
Восприятие материала – через слуховой и зрительный каналы.
-
Подача нового материала:
-
1) создание проблемной ситуации (показать языковые факты, которые учащиеся не в состоянии объяснить исходя из имеющихся знаний);
-
2) подготовка к восприятию новой темы (через её обозначение и разъяснение терминов);
-
3) раскрытие сущности изучаемой темы, понятия или правила (задействовать как можно больше каналов восприятия и видов памяти);
-
4) Обучение применению знаний на практике (алгоритм рассуждения, образец разбора).
Догматические методы
-
объяснительно-иллюстративные и репродуктивные.
-
Слово учителя (запланированное, незапланированное) – продолжительность, наглядность.
-
Анализ текста учебника (контроль методом опроса; оправдан при изучении орфографико-пунктуационных тем, пропуски по болезни).
Эвристические методы
-
методы проблемного изложения, частично-поисковые методы.
-
Беседа с учителем:
-
1) сообщающая (учитель сообщает новое, ученики приводят примеры);
-
2) эвристическая (учитель в определенной последовательности задает вопросы, ответы на которые приводят учащихся к самостоятельным выводам);
-
3) воспроизводящая (вопросно-ответная форма, на этапе закрепления и повторения).
Вопросы к эвристической и воспроизводящей беседе
-
должны быть:
-
четко сформулированными,
-
не допускающими двоякого толкования и нескольких возможных правильных ответов,
-
не подсказывающими ответа своей формулировкой,
-
не предполагающими однословного положительного или отрицательного ответа.
Эвристические методы
Анализ языкового материала (ученики в соответствии с заданием учителя отбирают из текста какие-либо языковые факты, видоизменяют текст в соответствии с поставленной задачей, описывают произошедшие грамматические изменения и т.д.)
Выбор метода зависит от:
1) характера материала,
2) уровня и индивидуальных особенностей класса.
Методы формирования учебно-языковых умений
-
Умения делятся на:
-
языковые,
-
речевые,
-
орфографико-пунктуационные.
-
Основные методы формирования умений – упражнения.
Языковые умения
-
Опознавательные (распознавание языковых единиц с определенными признаками в тексте или ряду единиц).
-
Классификационные (умение группировать слова по разным объединяющим признакам).
-
Синтетические (все виды грамматических разборов).
Речевые умения
-
Некоммуникативные (тренировочные: образование словосочетаний, предложений, постановка ударения).
-
Коммуникативные (направлены непосредственно на общение: это разные виды работы с текстом)
-
анализ текста ( составление плана, анализ композиции, стиля; озаглавливание);
-
продуцирование текста (сочинение, изложение, творческий диктант).
Орфографические и пунктуационные умения
-
формируются применением основных методов:
-
вставление пропущенных букв, раскрытие скобок;
-
нахождение орфограмм и пунктограмм;
-
объяснение условий выбора;
-
списывание;
-
диктант.
Формирование умений и навыков
-
происходит в несколько этапов:
-
первичное закрепление (в одновременной работе всего класса