Произведём сравнение циклов Отто, Дизеля и Тринклера для двух случаев:
а) когда подводимое тепло и степень сжатия одинаковы;
б) когда двигатели работают при одинаковых условиях (максимальная температура и максимальное давление в цикле одинаковы, начальная температура и давление тоже одинаковы).
а) Подводимое тепло q1 = const и E = const:
q1 = q01 = qт1 = qд1
q1 = CV ∙(T3 – T2) + CP∙(T4 – T3) = 0,699∙(1585 – 834)+0,986∙(2061 – 1585) = 994,28 кДж/кг∙К
q01 = CV ∙(T04 – T2), откуда T04 = К.
T05 = К.
Tд4 = К.
Tд5 = T1 ∙
ΔSд51 = СР ∙ ln кДж/кг∙К.
Tд5 = К.
ΔS024 = СV ∙ ln кДж/кг∙К.
q02 = CV ∙(T1 – T05) = 0,699 ∙ (263 – 711) = - 313,15 кДж/кг∙К.
qД2 = CV ∙(T1 – TД5) = 0,699 ∙ (263 – 804) = - 378,16 кДж/кг∙К.
η0 =
ηд =
ηТ =
б) Максимальное давление Р4 = const; температура Т4 = const, начальное давление Р1= const, температура Т1 = const, следовательно q2 = const и ΔS42 = const.
ΔS042 = СР ∙ ln, откуда T02 = К.
Аналогично, ΔSД42 = СV ∙ ln, откуда TД2 = К.
q2 = CV ∙(T1 – T5) = 0,699 ∙ (263 – 834) = - 399,13 кДж/кг∙К.
qТ1 = 994,28 кДж/кг∙К. ηТ = 0,68.
q01 = CV ∙(T4 – T02) = 0,699∙ (2061 – 751) = 915,69 кДж/кг∙К.
qД1 = CР ∙(T4 – TД2) = 0,986∙ (2061 – 1008) = 1038,26 кДж/кг∙К.
η0 = ηД =
То для первого случая имеем η0 > ηТ > ηД (0,69 > 0,68 > 0,62)
А для второго случая η0 < ηТ < ηД (0,65 < 0,68 < 0,69).
Таблица 9.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Р, х 105 Па |
1,0 |
53,15 |
101 |
101 |
2,75 |
V, м3/кг |
0,754 |
0,045 |
0,045 |
0,059 |
0,754 |
Т, К |
263 |
834 |
1585 |
2061 |
723 |
Таблица 10.
l, кДж/кг |
Δ i, кДж/кг |
ΔS,кДж/кгК |
q, кДж/кг |
C, кДж/кг |
n |
|
1 – 2 |
-399,45 |
563 |
0 |
0 |
0 |
1,41 |
2 – 3 |
0 |
740,49 |
0,45 |
524,95 |
0,699 |
∞ |
3 – 4 |
469,34 |
469,34 |
0,26 |
469,34 |
0,986 |
0 |
4 – 5 |
947,68 |
-1319,27 |
0 |
0 |
0 |
1,41 |
5 – 1 |
0 |
-453,56 |
0,71 |
-321,54 |
0,699 |
∞ |
Таблица 11.
q1,кДж/кг |
q2,кДж/кг |
η |
q1,кДж/кг |
q2,кДж/кг |
η |
|
Цикл Отто |
994,28 |
-313,15 |
0,69 |
881,44 |
-321,54 |
0,65 |
Цикл Дизеля |
994,28 |
-378,16 |
0,62 |
991,92 |
-321,54 |
0,69 |
Цикл Тринклера |
994,28 |
-321,54 |
0,68 |
937,81 |
-321,54 |
0,68 |
Найдём положения промежуточных точек сравнительных процессов в масштабе ТS – координат.
а) ΔS = CV ∙ln
Таблица 12.
Отто/Т, К |
1000 |
1240 |
1480 |
1720 |
1960 |
2200 |
S, кДж/кг∙К |
0,127 |
0,277 |
0,401 |
0,506 |
0,597 |
0,678 |
ΔS = CР ∙ln
Таблица 13.
Дизель/Т,К |
950 |
1120 |
1290 |
1460 |
1630 |
1800 |
S, кДж/кг∙К |
0,128 |
0,291 |
0,430 |
0,552 |
0,661 |
0,758 |
б) ΔS = CV ∙ln
Таблица 14.
Отто/Т,К |
950 |
1150 |
1350 |
1550 |
1750 |
1950 |
S, кДж/кг∙К |
0,164 |
0,299 |
0,410 |
0,506 |
0,591 |
0,667 |
ΔS = CР ∙ln
Таблица 15.
Дизель/Т,К |
1150 |
1320 |
1490 |
1660 |
1830 |
1950 |
S, кДж/кг∙К |
0,130 |
0,266 |
0,385 |
0,492 |
0,588 |
0,651 |
7. Заключение.
Вывод: Данный цикл ДВС, расчёт которого мы провели, считается идеальным, потому что рабочим телом считается воздух с постоянной теплоёмкостью (μ = 29 Дж/моль∙К, CV = 0,699 кДж/кг∙К , CР = 0,986 кДж/кг∙К); химический процесс горения топлива заменяется подводом тепла q1; выпуск отработавших газов – процессом отвода тепла q2, механические и тепловые потери почти отсутствуют. Провели сравнение циклов работы двигателей Отто, Дизеля и Тринклера в двух случаях: 1) когда q1 = const и ε = const; 2) когда двигатели работают при одинаковых условиях (Р4 = const, T4 = const, T1=const, P1 = const). Наибольший КПД имеет цикл Отто в 1-ом случае (η0 = 0,69), а во 2-ом случае цикл Дизеля (ηД = 0,69).
8.Список использованной литературы:
1. Алексеев Г.Н. Общая теплотехника: Учеб. пособие. – М.: Высш. Школа, 1980. – 552 с., ил.
2. Нащёкин В.В. Техническая термодинамика и теплопредача. М.: Высшая школа, 1975.
3. Теплотехника. Под ред. Баскакова А.П. М.: Энергоиздат, 1991.
4. Лопарев А.В., Болотов А.К. Сборник задач по теплотехнике. М.: Киров, 2001.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.