Расчёт идеального цикла двигателя внутреннего сгорания, страница 3

Произведём сравнение циклов Отто, Дизеля и Тринклера для двух случаев:

а) когда подводимое тепло и степень сжатия одинаковы;

б) когда двигатели работают при одинаковых условиях (максимальная температура и максимальное давление в цикле одинаковы, начальная температура и давление тоже одинаковы).

а) Подводимое тепло q1 = const и E = const:

q1 = q01 = qт1 = qд1

q1 = CV ∙(T3 – T2) + CP∙(T4 – T3) = 0,699∙(1585 – 834)+0,986∙(2061 – 1585) = 994,28 кДж/кг∙К

q01 = CV ∙(T04 – T2), откуда  T04 =  К.

T05 =  К.

Tд4 =  К.

Tд5 = T1

ΔSд51 = СР ∙ ln кДж/кг∙К.

Tд5 =  К.

ΔS024 = СV ∙ ln кДж/кг∙К.

q02 = CV ∙(T1 – T05) = 0,699 ∙ (263 – 711) = - 313,15 кДж/кг∙К.

qД2 = CV ∙(T1 – TД5) = 0,699 ∙ (263 – 804) = - 378,16 кДж/кг∙К.

η0 =

ηд =

ηТ =

б) Максимальное давление Р4 = const; температура Т4 = const, начальное давление Р1= const, температура Т1 = const, следовательно q2 = const и ΔS42 = const.

ΔS042 = СР ∙ ln, откуда   T02 = К.

Аналогично, ΔSД42 = СV ∙ ln,  откуда TД2 = К.

q2 = CV ∙(T1 – T5) = 0,699 ∙ (263 – 834) = - 399,13 кДж/кг∙К. 

qТ1 =  994,28 кДж/кг∙К.                      ηТ = 0,68.

q01 = CV ∙(T4 – T02) = 0,699∙ (2061 – 751) = 915,69 кДж/кг∙К.

qД1 = CР ∙(T4 – TД2) = 0,986∙ (2061 – 1008) = 1038,26 кДж/кг∙К.

η0 =                  ηД =

То для первого случая имеем η0 > ηТ > ηД  (0,69 > 0,68 > 0,62)

А для второго случая  η0 < ηТ < ηД  (0,65 < 0,68 < 0,69).

                                                                                                                                Таблица 9.

1

2

3

4

5

Р, х 105 Па

1,0

53,15

101

101

2,75

V, м3/кг

0,754

0,045

0,045

0,059

0,754

Т, К

263

834

1585

2061

723

                                                                                                                              Таблица 10.

l, кДж/кг

Δ i, кДж/кг

ΔS,кДж/кгК

q, кДж/кг

C, кДж/кг

n

1 – 2

-399,45

563

0

0

0

1,41

2 – 3

0

740,49

0,45

524,95

0,699

3 – 4

469,34

469,34

0,26

469,34

0,986

0

4 – 5

947,68

-1319,27

0

0

0

1,41

5 – 1

0

-453,56

0,71

-321,54

0,699

                                                                                                                                       Таблица 11.

q1,кДж/кг

q2,кДж/кг

η

q1,кДж/кг

q2,кДж/кг

η

Цикл Отто

994,28

-313,15

0,69

881,44

-321,54

0,65

Цикл Дизеля

994,28

-378,16

0,62

991,92

-321,54

0,69

Цикл Тринклера

994,28

-321,54

0,68

937,81

-321,54

0,68

Найдём положения промежуточных точек сравнительных процессов в масштабе ТS – координат.

а) ΔS = CV ∙ln

                                                                                                                                       Таблица 12.

Отто/Т, К

1000

1240

1480

1720

1960

2200

S, кДж/кг∙К

0,127

0,277

0,401

0,506

0,597

0,678

ΔS = CР ∙ln

                                                                                                                                       Таблица 13.

Дизель/Т,К

950

1120

1290

1460

1630

1800

S, кДж/кг∙К

0,128

0,291

0,430

0,552

0,661

0,758

б) ΔS = CV ∙ln

                                                                                                                                       Таблица 14.

Отто/Т,К

950

1150

1350

1550

1750

1950

S, кДж/кг∙К

0,164

0,299

0,410

0,506

0,591

0,667

ΔS = CР ∙ln

                                                                                                                                       Таблица 15.

Дизель/Т,К

1150

1320

1490

1660

1830

1950

S, кДж/кг∙К

0,130

0,266

0,385

0,492

0,588

0,651


7. Заключение.

Вывод: Данный цикл ДВС, расчёт которого мы провели, считается идеальным, потому что рабочим телом считается воздух с постоянной теплоёмкостью (μ = 29 Дж/моль∙К, CV  = 0,699 кДж/кг∙К , CР = 0,986 кДж/кг∙К); химический процесс горения топлива заменяется подводом тепла q1; выпуск отработавших газов – процессом отвода тепла q2, механические и тепловые потери почти отсутствуют. Провели сравнение циклов работы двигателей Отто, Дизеля и Тринклера в двух случаях: 1) когда q1 = const и ε = const; 2) когда двигатели работают при одинаковых условиях (Р4 = const, T4 = const, T1=const, P1 = const). Наибольший КПД имеет цикл Отто в 1-ом случае (η0 = 0,69), а во 2-ом случае цикл Дизеля (ηД = 0,69).


8.Список использованной литературы:

1.  Алексеев Г.Н. Общая теплотехника: Учеб. пособие. – М.: Высш. Школа, 1980. – 552 с., ил.

2.  Нащёкин В.В. Техническая термодинамика и теплопредача. М.: Высшая школа, 1975.

3.  Теплотехника. Под ред. Баскакова А.П. М.: Энергоиздат, 1991.

4.          Лопарев А.В., Болотов А.К. Сборник задач по теплотехнике. М.: Киров, 2001.