Психосоциальные аспекты работы с детьми в распадающихся семьях

Страницы работы

36 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Содержание

Введение………………………………………………….………..с.2

Развод как социальное явление и его последствия……………...с.3

Рекомендации родителям………………………………………….с.9

Рекомендации педагогам, воспитателям………………………...с.14

Приложения

Рисуночная техника «До и после» Донна Кангелози………… с.15

История про Энни………………………………………………с.17

«Шесть шляп» мышления……………………………………..  с.29


                                       Введение

К сожалению, жизнь ребенка наполнена не только радостями и мелкими огорчениями, в ней порой встречается и настоящее горе, связанное с потерей близких вследствие болезней, старости, крупных катастроф, аварий и, конечно же, разводов.

Известно, что в России  значительно возросло число разводов. Почти половина заключаемых в наше время браков оканчивается разводами, а это означает, что каждый год около  одного миллиона. детей сталкиваются с распадом своих семей. Из-за разводов, рождения детей вне брака или смерти родителей только 40 % рождающихся сегодня детей достигают 18-летнего возраста в полной, с обоими родителями семье.

Понимают ли супруги, решившие расстаться, что даже в самом благополучном браке неизбежны разочарования, конфликты, периоды взаимной неудовлетворенности и просто полосы неудач? Часто мнение, что развод принесет реальное облегчение и поможет разрешить все сложности и проблемы - просто наивное заблуждение. Развод создает и новые проблемы, к которым супруги часто не готовы. Как правило, это проблемы взаимоотношений с детьми.

Взрослые часто испытывают растерянность и замешательство, не зная, как и чем помочь ребенку в этой ситуации, не имея представления не только о том, как вести себя по отношению к ребенку, но и о том, каким образом и насколько остро он переживает уход одного из родителей.


Развод как социальное явление и его последствия

В последние десятилетия развод стал довольно заурядным явлением. В массовом сознании развод часто ассоциируется с позором, симптомом личного падения, с проявлением собственной слабости, с неизменным разрывом нормальных отношений с детьми и т.д. Лишь немногие полагают, что развод может играть позитивную роль в том случае, если он ведет к действительному решению проблемы, способствует эмоциональному росту и “моральному возрождению” обоих супругов.

Распад семьи негативно воздействует на детей. Известно, что на развитие детей оказывают влияние оба родителя. Развод означает, что контакт с ними обоими уже не будет одинаково частым. Даже с изменением законов об опекунстве большинство детей разведенных родителей имеют лишь случайные контакты со своими отцами или вообще с ними не видятся.

Зарубежные исследования последствий разводов свидетельствуют, что дети из распавшихся семей в дальнейшем испытывают затруднения в следовании принятым в обществе моделям поведения, соответствующим полу.

Отсутствие отца способствует появлению у мальчиков чувства незащищенности и неуверенности в себе, что сказывается на увеличении числа их страхов. Чрезмерно опекающее, заменяющее отца отношение матери ведет к несамостоятельности и инфантильности. У мальчиков, потерявших отца до 5 лет, это проявляется в большей психологической зависимости от окружающих, пониженном уровне самоконтроля, импульсивности, невысоком предпочтении мужских видов деятельности. Эти особенности, проявляющиеся уже в младшем школьном и подростковом возрасте, часто бывают причиной отклоняющегося поведения.

У девочек ролевая идентификация с матерью нарушается не прямо, а косвенно, так как они могут быть не согласны с матерью как инициатором развода и переживать уход отца из семьи, с которым у них были, в отличие от матери, достаточно хорошие эмоциональные отношения. У девочек в подростковый период наблюдаются сложности в сфере гетеросексуальных отношений. Женщины, росшие в распавшихся семьях, впоследствии испытывают трудности в установлении удовлетворяющих их взаимоотношений с мужчинами и построении счастливой семьи.

На основании анализа многих зарубежных исследований делается вывод, что в целом дети, которые воспитывались в семьях, возглавляемых матерью, в большей мере страдают нарушениями в умственном развитии и в эмоциональной сфере, а также в области социальной адаптации, нежели дети из полных семей. При этом подчеркивается, что причиной является «не сам по себе факт

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Курсовые работы
Размер файла:
296 Kb
Скачали:
0