Сборник диагностических методик по работе с агрессивными детьми и подростками

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Содержание

Введение……………………………………....………………..........

с. 2

Методы диагностики агрессивности……………………………….

с. 3

Наблюдение:

Неструктурализованное……………………………..…………..

Структурализованное…………………………………………...

с. 4

с. 8

«Анкета подростка» (А.Бандура и Р.Уолтерс)………………….....

с. 10

Проективные тесты:

«Крокодилы» (И.Акимова)……….…….……...…………………

«Кактус»……………...………………………….…………….....

с. 37

с. 43


"Я воспринимаю ребенка, который обнаруживает

деструктивное поведение, как человека,

которым движет чувство гнева, отверженности,

тревоги, незащищенности, обиды..."

 психотерапевт В. Оклендер

Введение

Психологические исследования показывают, что у большинства детей встречаются различного рода проблемы и трудности, среди которых нарушения поведения занимают одно из ведущих мест. Под нарушениями поведения рассматриваются повторяющиеся устойчивые действия или поступки главным образом агрессивной, асоциальной направленности поведения.

Агрессивное поведение может возникнуть дома, в школе, во дворе. Когда ребенок плохо ведет себя только дома (или, наоборот, вне дома), это может служить показателем, что основная проблема – бессознательный протест против реального или вымышленного  плохого обращения со стороны родителей (или учителей, детей). Агрессивная реакция – это реакция борьбы. Она складывается из неудовлетворенности, протеста, возникает при попытке ребенка изменить положение вещей.

Агрессия – готовность, предрасположенность к агрессивной модели поведения, которая обеспечивает адаптацию человека и является одним из способов удовлетворения актуальных потребностей в кризисной ситуации (стресса, депривации, фрустрации).

Работа с агрессивными детьми должна носить комплексный, системный характер, сочетать в себе такие направления, как диагностическая, профилактическая и коррекционная работа. Для установления причин эмоционального неблагополучия детей важно провести психодиагностическое исследование, чтобы определить ситуации или объекты, вызывающие негативные, болезненные переживания ребенка. Источник агрессии необходимо установить до того, как ребенок попадет в коррекционную группу.

Данный сборник посвящен вопросам психологического исследования агрессивности. В нем представлены методики, предназначенные для диагностики агрессивности детей и подростков, психологических причин ее возникновения, степени выраженности, а также раскрывается специфика применения отдельных психодиагностических методов исследования агрессивности. Однако напоминаем специалистам, интересующимся проблемой диагностики агрессивности, о том, что на основе результатов одного-двух диагностических методов мы не имеем права говорить о наличии агрессивности у ребенка. Только используя комплекс диагностических методик можно говорить о наличии у ребенка этого качества,а также прогнозировать вероятность агрессивного действия.

Методы диагностики агрессивности

Обычно, наблюдая за детьми, мы видим в них ласковых мальчиков, девочек и недоумеваем, когда эти милые создания начинают кричать, размахивать руками, топать ногами. Откуда же берутся «чертики в тихом омуте»? Несомненно, агрессивные тенденции в поведении создают трудности для взаимодействия с ребенком или подростком. В процессе развития у него могут сформироваться различные формы проявления агрессии. Для того чтобы избежать формирования агрессивности как устойчивой черты характера, важно своевременно распознать ее.

Существуют разнообразные тесты и методики, позволяющие проанализировать качественно и количественно агрессивные тенденции личности. Тем не менее, агрессивность не всегда возможно зафиксировать, поскольку многие дети и подростки, понимая, что проявление враждебности не одобряемо, умеют ее маскировать, что осложняет отреагирование гнева.

Итогом диагностики агрессивного поведения является психолого-педагогическое заключение, в котором указываются:

-  наличие агрессивных тенденций ребенка;

-  степень выраженности агрессии и враждебности;

-  условия формирования стиля жизни, в рамках которого возникают нарушения личностного развития и поведения;

-  индивидуальные особенности ребенка и рекомендации в разработке программ коррекционной работы.

Безусловно, при оценке агрессивности ребенка особое внимание следует уделять синдромам, описывающим враждебность по отношению к взрослым, детям и недостаток социального сотрудничества. Такое исследование может проводиться как психологом, так и педагогами, специалистами по социальной работе. Однако в последнем случае не всегда удается получить объективную картину поведения ребенка из-за нередкого субъективизма представления специалиста о данном ребенке или из-за предвзятого отношения к нему. Поэтому в тех случаях, когда полученная информация вызывает сомнение психолога или у него есть неуверенность в правильности оценки тех или иных нарушений поведения ребенка, следует провести самостоятельное наблюдение, особенно за группой дезадаптированных детей.

В следующей части сборника представлен комплекс диагностических методик, позволяющий изучить степень выраженности агрессивности и причины ее возникновения, по результатам которых могут быть разработаны программы коррекционной работы. Данные методы  направлены как на детей, отличающихся агрессивностью, так и на ребят, которые еще не обладают данным личностным качеством, но пытаются «освоить» силовые модели поведения.

Наблюдение

Основным методом сбора сведений об агрессивных тенденциях ребенка является систематизированное наблюдение за особенностями его поведения и эмоциональными проявлениями. Этот метод играет немаловажную роль в исследовании ребенка по двум

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
385 Kb
Скачали:
0