ЛЕКЦИЯ № 3
ФОРМИРОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ
Основные вопросы:
1. Методические и организационно-экономические основы формирования потенциала предприятий.
2. Особенности формирования потенциала предприятий в зависимости от специфики предпринимательской деятельности.
3. Концепция формирования конкурентоспособного потенциала промышленного предприятия
1. Методические и организационно-экономические основы формирования потенциала предприятий
Во время формирования рыночной экономической системы приобретают особенную актуальность проблемы планирования и оптимизации возможностей предприятий долгосрочного и текущего характера. Опыт зарубежных стран свидетельствует о необходимости образования гибких производственно-организационных систем, что делали бы возможным мгновенное реагирование на изменения в окружающей среде, смотря на это следует уделить внимание переосмыслению. Концептуальных подходов к созданию и развитию отечественных предприятий, а прежде всего к процессам целеустремленного формирования их потенциалов.
Еще и сегодня процессам формирования потенциала предприятия не всегда уделяют надлежащее внимание. Кризисное состояние национальной экономики и отдельных предприятий, что сопровождается недоиспользованием производственных мощностей, нагромождениям чрезмерных запасов материалов и готовой продукции, сокращениям численности работников, снижениям их квалификационного уровня и производительности труда и другими негативными явлениями, закономерно приводит к потере потенциала. Формирование потенциала предприятия — это процесс идентификации и создания спектра предпринимательских возможностей, его структуризации и построения определенных организационных форм ради стабильного развития и эффективного воссоздания. Рассмотрите подробнее суть процесса формирования потенциала предприятия с учетом того, что он является сложной экономической системой с присущими только ей определенными свойствами (рис1).
Эти свойства экономических систем делают возможным формирование общих постулатов, которые следует учитывать при формировании потенциала предприятия:
• потенциал предприятия — это сложная система рядовых характеристик его элементов, причем последние могут в той или другой степени замещать друг друга, то есть являются альтернативными;
• потенциал предприятия нельзя сформировать на базе механического добавления элементов, поскольку он является динамической группировкой;
• во время формирования потенциала предприятия действует закон синергии его элементов;
• потенциал предприятия в высших формах его выявления может самостоятельно трансформироваться с появлением новых составных элементов;
• элементы потенциала предприятия должны функционировать одновременно и в совокупности, ибо закономерность развития возможностей предприятия не может, быть раскрытые отдельно, а только в их сочетании, что нуждается в достижении сбалансированного оптимального соотношения между элементами;
• все элементы потенциала объективно связаны с функционированием и развитием предприятия, то есть, с одной стороны, они подлежат физическому и технико-экономическому старению, а со второй — они чувствительные к достижениям научно-технического прогресса;
• составляющие потенциала предприятия должны быть адекватными характеристикам продукции и услуг, которые производятся на предприятии.
Рис. 2.1 Свойства экономической системы
Из закона целостности системы выплывает, что в результате взаимодействия всех ресурсов, которые создают систему, появляются новые качества, которых не имеет каждый отдельный вид ресурса. Следует помнить и об одном из самых весомых общих законов организации — закон синергии, который утверждает, что для любой системы (предприятия, организации, фирмы) существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет либо значительно больше, чем простая сумма потенциалов элементов, что к ней входят, либо существенно меньше.
Синергия может давать двоякую пользу: прямую и опосредствованную.
Прямая польза — увеличение чистых денежных потоков от наиболее полного использования потенциала предприятия. Это имеет место при операционной, управленческой и финансовой синергии.
Операционная синергия — экономия на операционных расходах за счет взаимодействия маркетингового, финансового и погистичного потенциалов.
Управленческая синергия — экономия за счет оптимального формирование потенциала организационной системы управления.
Финансовая синергия — экономия за счет изменения подходов к формированию финансового потенциала предприятия.
Опосредствованная польза — увеличение стоимости потенциала предприятия, или изменение мультипликатора цена предприятия/прибыль.
Ввиду эффекта синергии, процесс оптимизации структуры потенциала предприятия следует проводить по такими этапами.
Этап 1 — формирование системы целей предприятия (сгратегические
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.