Таблица 3.2.4 – Расчёт интегральных показателей СХП
Критерии привлекательности |
знач. |
прод. 1 |
прод. 2 |
прод. 3 |
прод. 4 |
прод. 5 |
прод. 6 |
||||||
Масштаб рынка |
0,15 |
69 |
10,4 |
25 |
3,8 |
74 |
11,1 |
2,9 |
4,4 |
72 |
10,8 |
31 |
4,7 |
Темпы роста рынка |
0,22 |
75 |
16,5 |
73 |
16,1 |
77 |
16,9 |
82 |
18 |
72 |
15,8 |
69 |
15,2 |
Рентабельность |
0,23 |
10 |
23 |
50 |
11,5 |
60 |
13,8 |
40 |
9,2 |
20 |
4,6 |
30 |
6,9 |
Уровень относительной концентрации |
0,15 |
35 |
5,3 |
72 |
10,8 |
30 |
4,5 |
76 |
11,4 |
35 |
5,3 |
66 |
9,9 |
Возможность неценовой конкуренции |
0,05 |
30 |
1,5 |
20 |
1 |
20 |
1 |
30 |
1,5 |
25 |
1,3 |
20 |
1 |
Уровень инфляции |
0,1 |
20 |
2 |
20 |
2 |
20 |
2 |
20 |
2 |
20 |
2 |
20 |
2 |
Наличие и доступность материально-технических ресурсов |
0,05 |
80 |
4 |
75 |
3,8 |
77 |
3,9 |
60 |
3 |
55 |
2,8 |
55 |
2,8 |
Влияние государства в отрасли |
0,05 |
40 |
4,5 |
90 |
4,5 |
90 |
4,5 |
90 |
4,5 |
90 |
4,5 |
90 |
4,5 |
Интегральная оценка, Qj |
46,5 |
53,5 |
57,7 |
54 |
47,1 |
47 |
|||||||
Критерии конкурентоспособности |
Продолжение таблицы 3.2.4
Критерии привлекательности |
знач. |
прод. 1 |
прод. 2 |
прод. 3 |
прод. 4 |
прод. 5 |
прод. 6 |
||||||
Качество товара |
0,15 |
45 |
6,8 |
60 |
9 |
75 |
11,3 |
40 |
6 |
50 |
7,5 |
75 |
11,3 |
Абсолютная рыночная доля |
0,1 |
60 |
6 |
40 |
4 |
59 |
5,9 |
27 |
2,7 |
23 |
2,3 |
33 |
3,3 |
Относительная рыночная доля |
0,15 |
30 |
4,5 |
10 |
1,5 |
24 |
3,6 |
22 |
3,3 |
17 |
2,6 |
12 |
1,8 |
Привлекательность ассортимента |
0,05 |
80 |
4 |
30 |
1,5 |
60 |
3 |
60 |
6 |
32 |
1,6 |
85 |
4,3 |
Уровень освоения технологии |
0,05 |
40 |
2 |
50 |
2,5 |
70 |
3,5 |
60 |
3 |
70 |
3,5 |
85 |
4,3 |
Особые характеристики |
0,05 |
30 |
1,5 |
32 |
1,6 |
55 |
2,8 |
39 |
2 |
29 |
1,5 |
60 |
3 |
Конкурентноспособность цены |
0,2 |
70 |
14 |
70 |
14 |
40 |
8 |
40 |
8 |
50 |
10 |
32 |
6,4 |
Себестоимость продукции |
0,2 |
70 |
14 |
70 |
17 |
40 |
8 |
40 |
8 |
50 |
10 |
30 |
6 |
Эффективность каналов сбыта |
0,05 |
60 |
3 |
45 |
2,3 |
50 |
2,5 |
60 |
3 |
45 |
2,3 |
55 |
2,8 |
Интегральная оценка, Qj |
55,8 |
50,4 |
48,6 |
39 |
41,3 |
43,2 |
Построим матрицу «Мак-Кинзи» рисунок 3.2
3.2.2 Анализ матрицы «Мак-Кинзи»
Для оценки стратегических продуктов фирмы воспользуемся данными таблиц 3.2.5 и 3.2.6.
Таблица 3.2.5 – Стратегические альтернативы СЗХ
Зона |
Характеристика зоны |
Стратегическая альтернатива |
Зона роста |
Перспективный рынок сбыта Сильные конкурентные позиции стратегических хозяйственных подразделений |
Стратегия развития Стратегия поддержания конкурентных позиций |
Зона выборочного развития |
Средние или диаметрально противоположные показатели привлекательности рынка и конкурентоспособности стратегических хозяйственных подразделений |
Специализация на перспективных сегментах Специализация на сильных сторонах фирмы и их развитие Выборочное вложение инвестиций (с учётом рентабельности и риска) Элиминация |
Зона «сбора урожая» |
Неперспективные рынки сбыта Слабые конкурентные позиции стратегических хозяйственных подразделений |
Поиск ниши Минимальные инвестиции элиминация |
Таблица 3.2.6 – Рекомендации по выбору стратегий
Привлекательность |
Конкурентоспособность СЗХ |
||
Высокая |
Средняя |
Низкая |
|
Высокая |
Стратегия защиты позиций: концентрация внимания на поддержании конкурентных преимуществ, большие инвестиции, расширение производства |
Стратегия развития: усиление слабых позиций, поиск сфер, где возможно найти лидирующие позиции, определение конкурентных преимуществ |
Стратегия выборочного развития: специализация на ограниченных преимуществах, поиск способов преодоления слабых позиций, элиминация |
Средняя |
Стратегия развития: инвестирование наиболее прибыльных сегментов, повышение прибыли путем элиминации на масштабах производства |
Стратегия выборочного развития: поиск путей получения конкурентных преимуществ, инвестирование в те сегменты, где прибыльность высокая, а риск маленький |
Стратегия сбора урожая: поиск возможностей увеличения рыночной доли без большого риска, уменьшение инвестирования |
Низкая |
Стратегия развития: защита рыночной доли, концентрация на привлекательных сегментах, краткосрочные перспективы |
Стратегия сбора урожая: краткосрочные перспективы, минимальные вложения |
Стратегия элиминации: прекращение инвестирования, исключение из производства в случае попадания в зону убытков |
Итак, Продукт 4 относится к зоне 3 «низкая» – роста. Перспективный рынок сбыта. Сильные конкурентные позиции. Необходим поиск путей получения конкурентных преимуществ.
Продукты 1, 2, 3, 5, 6 относятся к зоне 6 «высокая»- зона роста, которая характеризуется перспективным рынком сбыта. Необходим поиск путей для поддержания конкурентных позиций, а также развивать продукты, которые имеют маленький риск.
4. ВЫБОР СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ:
Продукт 1 – выбираю стратегию специализации на сильных сторонах и качествах продукта и их развития для повышения конкурентоспособности его в целом. Это предполагает вложение средств в маркетинговую деятельность, рекламу его сильных сторон, улучшение товарного вида и качества.
Продукт 2 – учитывая, что данный продукт даёт низкие прибыли, имеет невысокую долю рынка и умеренную конкурентоспособность, применяем к нему стратегию элиминации. Это предусматривает исключение данного вида продукции из ассортимента выпускаемой продукции, т.е. сворачивание его производства.
Продукт 3 – применяем к данному продукту стратегию развития и поддержания конкурентных преимуществ. Это предусматривает вложение средств в маркетинговую деятельность с целью повышения рыночной доли его и увеличения объёмов реализации.
Продукт 4 – применяем к данному продукту стратегию сокращения: продажа или закрытие одного или нескольких подразделений. Так как этот продукт дает маленькую прибыль, имеет невысокую долю рынка и маленькую конкурентоспособность. Сокращать постепенно количество произведения и сворачивать производство этого продукта.
Продукт 5 – выбираем стратегию развития и интенсификации усилий. Это предусматривает вложение средств в маркетинговую деятельность с целью повышения рыночной доли данного продукта и перевода его из «трудных детей» в «звёзды».
Продукт 6 – выбираем стратегию сокращения расхода, за счет это стратегии уменьшаются издержки, сокращаются затраты, сокращается наем, повышение производительности, увольнение персонала. Постепенно убрать его с производства, так как на него больше уходит
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.