Лирический герой Николая Гумилева

Страницы работы

51 страница (Word-файл)

Фрагмент текста работы

анализ общественного, эстетического, философского состояния России рубежа XIX- н. XX вв.

Анализ   литературоведческих   работ   определяющих   категорию «лирический герой», «образ автора», «лирическое «я». Анализ творчества Н. Гумилева, текстуальный анализ наиболее значимых с этой точки зрения поэтических произведений. Объект исследования - поэтические сборники Н. Гумилева.

Предмет исследования - литературоведческая категория «лирический герой».

Цель    исследования    выявить    понятие    «лирический    герой»    в поэтических сборниках Н. Гумилева.

Новизна работы состоит в том, что сделана попытка охарактеризовать эволюцию художественного образа лирического героя, как отражение авторского мировоззрения, смену эстетических принципов.

Практическая значимость работы состоит в том, что теоретический материал может быть использован на занятиях по литературе в школьном обучении.


Глава I. Понятие «лирический герой» как литературоведческая категория

В двадцатые-тридцатые годы XX века в нашем литературоведении было выдвинуто понятие «лирический герой», которое получило широкое распространение, но тем не менее не получило достаточно четкого определения.

Личность автора в лирическом стихотворении выступает как поэтический образ, как художественное обобщение, а не только как биографическое изображение самого писателя. Понятие «лирического героя», законное в тех случаях, когда автор создает в своей лирике условный, стилизованный образ, не должно заслонять непосредственного отклика поэта на жизнь, выражение в поэзии его реальной личности. По мнению Н.С. Степанова, прежде всего следует точно ограничить самое понятие «лирического героя» теми случаями, когда автор умышленно создает определенный поэтический образ, отнюдь не совпадающий с его собственным жизненным обликом. Лирический герой, по определению Б.О.Кормана, - это «единство личности, не только стоящее за текстом, но и воплощенное в самом поэтическом сюжете, в отдельности, изолированном стихотворении: лирический герой - это обычно единство если не всего лирического творчества поэта, то периода, цикла, тематического комплекса.

Термином «лирический герой» очень часто пользуются, не уточняя и не дифференцируя это понятие, подразумевая под ним совершенно разные вещи. В одних случаях это персонаж стихотворения, обладающий полной самостоятельностью, наделенный конкретными чертами исторического деятеля или лица, от имени которого ведется повествование. Таковы например, пушкинский «Гусар», «Аспазия» Майкова, «Тиль Уленшпигель» Багрицкого, «Ассаргадон» Брюсова и т.д. В этих стихотворениях лирический герой отделен от автора, является персонажем, приобретает конкретные черты, хотя автор в ряде случаев и вкладывает в эти образы близкие ему с мысли и чувства.

Иное дело, когда образ «лирического героя» сливается с автором. Таков лирический герой в стихах Жуковского, Батюшкова, Баратынского, Тютчева, Фета и многих других поэтов.

«Лирический герой» так же выражает мировоззрение писателя, хотя и не тождественен с ним. «Лирический герой» - это объективация авторского сознания, осмысление и оценка действительности под определенным углом зрения, и поэтому хотя он не может быть полностью отождествлен с автором, но в известной мере является носителем его мировоззрения, выражает отношение автора к действительности.

Мир, увиденный и отраженный «лирическим героем», лишь один из аспектов мира, постигаемого самим автором, он включен в авторское сознание, выражает мировоззрение автора, хотя и не прямо, но в косвенной, «преломленной» форме. В.В. Виноградов следующими словами характеризует значение образа «лирического героя»: «Сама личность выступает здесь в отвлеченном ореоле своих не общих, исключительных свойств,     схематически    отражающих    идеальный     образ     поэтической индивидуальности. (9, с.61) В образе «лирического героя» обычно заключена условность, поэтическая стилизация, черты некоторой книжности.

Нередко исследователи литературы пользуются терминами «лирическое я», «лирический субъект», желая обозначить ими отличие непосредственного проявления личности автора от условного «лирического героя».

Термин «лирическое Я», «лирический субъект» представляется более неопределенными, чем «лирический герой», т.к. «лирическое Я» и «лирический субъект», по сути дела, являются выражением авторской личности, авторского сознания, а если они не тождественны автору, то тогда мы опять-таки приходим к понятию «лирический герой». Поэтому наиболее целесообразно ограничиться тремя терминами-понятиями: образом самого автора, «лирического героя» и лирического персонажа. Лирический персонаж, в отличие от первых двух случаев, или вовсе не несет в себе каких-либо авторских черт (например, гусар в стихотворении Пушкина «Гусар») или же хотя и наделен отдельными чертами, близкими самому автору, однако никак не может быть отождествлен с ним, оставаясь самостоятельным персонажем, наделенным конкретными историко-культурными и индивидуальными признаками и чертами.

Наличие лирического героя придает во многом условный характер

Похожие материалы

Информация о работе