«Утверждено»
на заседании
учебно-методического совета
«_____» _________20____г.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»
ЗабГГПУ
Филологический факультет
Кафедра журналистики и связей с общественностью
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПСИХОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ
Разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению «Журналистика» (№ 031300) - бакалавриат
Составил: д.ф.н., профессор
Утверждено на заседании кафедры журналистики и связей с общественностью ________________
Зав. кафедрой _____________
Согласовано с УМК факультета
«_____» _________________200_____г.
Председатель УМК __________________
1. Организационно-методический раздел
Наименование дисциплины |
Психология журналистики |
Цикл |
Профессиональный цикл; Психологический модуль |
Количество кредитов |
2 |
Цель дисциплины |
формирование психологической культуры журналиста, системного понимания закономерностей психологических процессов, лежащих в основе индивидуального творчества и массовой коммуникации |
Задачи дисциплины |
1) ● освоение психологических и социально-психологических аспектов функционирования массовой информации в обществе; 2) ● познакомить с психологическими приемами разрешения основных коммуникативных проблем и личных творческих затруднений; 3) ● формирование уважения к профессиональным правилам техники информационно-психологической безопасности (в работе с аудиторией, в профессиональной деятельности в стрессогенных условиях современных массмедиа) |
Междисциплинарное поле знаний |
|
Смежные дисциплины |
Понятийный аппарат |
Психология (социальная психология, психология общения, этнопсихология) теория коммуникации, социальная философия, культурология |
Массовое сознание, общественное сознание, обыденное сознание; медиавоздействие, эффекты воздействия, внушение, заражение, убеждение, идентификация, манипуляция, управляемое социальное развитие, триггерный эффект, сублиминальное кино; бихевиоризм, когнитивизм (конгруэнтность, когнитивный диссонанс, гомеостаз, прайминг), гештальт-психология (положительный / порочный гештальт, эйдосфера СМИ); драйв-мышление, защитные механизмы психики, архетип, информационно-психологическая война, информационно-психологическое оружие (асимметрия, мимикрия, адаптация), информационная защита (саногенное мышление, тип актуализатора, «эффект Одиссея») |
2. Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (ОК- 14; ПК – 4; ПК-17 по ФГОС ВПО): развитьспособность использовать знания в области социальных и экономических наук (социология, политология, психология, социальная психология, правоведение, экономика) для понимания принципов функционирования современного общества, социальных, экономических, правовых, политических, психологических механизмов и регуляторов общественных процессов и отношений, способность анализироватьсоциально-значимые проблемы и процессы, умение использовать полученные знания в контексте своей социальной и профессиональной деятельности (ОК-14); понимание сущности журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, ее базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций (ПК-4); уметь ориентироваться в психологических и социально-психологических аспектах функционирования СМИ и работы журналиста (ПК-17).
+Знать:
- Основные концепции, раскрывающие психологическую природу и психологические законы функционирования СМИ, журналистики
-роль и значение психологии массовых коммуникаций в системе теории журналистики
- психологические характеристики и функции СМИ
- психологические особенности труда журналиста, его взаимодействия с другими субъектами коммуникаций
- задачи и принципы организации и проведения психологических исследований в сфере массовых коммуникаций
Уметь:
- анализировать с психологических позиций явления журналистской практики
- использовать источники психологических данных о функционировании СМК для оптимизации деятельности СМИ
· оценивать эффективность массовой коммуникации;
· определять желаемые результаты воздействия;
Владеть
- навыками работы с источниками психологического знания в профессиональных целях
- психологическим инструментарием в сборе и обработке информации
- методикой и техникой анализа социальной действительности по материалам СМИ с использованием психологического инструментария
· приемами создания модели общения в массовой коммуникации;
Ожидаемые результаты
(диагностическая карта дисциплины)
Приобретенная компетенция |
Уровень сформированности компетенции |
Я знаю и понимаю |
Пороговый: 1) ■ психологические принципы функционирования массовых психологических потоков, 1) ■ методы воздействия и взаимодействия с аудиторией, учитывая характеристику определенного сегмента СМИ, 2) ■ спектр позитивных и негативных социально-психологических эффектов массовой информации, 3) ■ основные характеристики массового сознания, необходимые при выборе средств и приемов воздействия на аудиторию |
Стандартный: 4) ■ психологические принципы функционирования массовых психологических потоков, 5) ■ специфику общественно-психологических закономерностей воздействия и взаимодействия, зависящих от социально-духовных изменений в обществе, 2) ■ основные механизмы восприятия информации, основные методы воздействия и взаимодействия с аудиторией, учитывая характеристику определенного сегмента СМИ 6) ■ возможные позитивные и негативные социально-психологические эффекты массовой информации, 3) ■ о психических возможностях человека, его потребностях, особенностях сознания, знаниях, необходимых при выборе средств и приемов воздействия на аудиторию |
|
Эталонный: 7) ■ психологические принципы функционирования массовых психологических |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.