СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Формирование гендерной идентичности подростков: внеклассные занятия
Практическое руководство для педагога-психолога
Сыктывкар 2004
Рекомендовано к изданию УМК факультета психологии и социальной работы
Рецензенты: – доцент КГПИ, кандидат педагогических наук
– преподаватель социально-педагогических дисциплин педколледжа № 1 г.Сыктывкара
И Е.А. Формирование гендерной идентичности подростков: внеклассные занятия /Общая редакция Сыктывкар, 2004
Пособие адресовано школьным психологам, социальным педагогам, классным руководителям, студентам-практикантам.
Предлагаются конспекты занятий, текстовые материалы к ним и для конструирования подобных разработок.
Предисловие
Образовательный процесс в современной школе имеет выраженную социальную направленность: и учебные занятия, и внеклассные досуговые воспитательные дела должны способствовать формированию социальной зрелости школьников, соответствующей возрасту, формированию социальной идентичности. Социальная идентичность – это осознание своей принадлежности к социальной группе, окрашенное эмоционально-ценностным отношением к этой принадлежности.
Гендерная (полоролевая) идентичность – разновидность социальной. Гендерная социализация начинается буквально с рождения: детей обучают гендерным ролям родители и другие взрослые. Гендерные роли – существующие в данной культуре модели поведения людей разного пола, определяемые системой традиций, предписаний. Это набор ожиданий общества к мужчинам и женщинам.
Если биологический пол – врожденный, неизменный, универсальный, относящийся к мужчинам и женщинам, то гендер характеризует отношения между ними, взаимодействие полов в социуме. Гендер – социально сконструированный, обученный, изменчивый, динамичный, различен в рамках одной культуры и между культурами.
В последние годы произошло ослабление социализирующего влияния семьи и традиционного детско-подросткового сообщества. Общество стало внедрять бисексуальную модель половой социализации. Мальчики и особенно девочки оказались сориентированы не на романтическую любовь, не на ценности семьи, а на «сексапильность», «безопасный секс» и гомосексуальные отношения (Абраменкова В.В., 2000).
Противопоставить негативным моделям гендерной социализации, которые предлагает СМИ, можно целенаправленные усилия социальных педагогов, школьных психологов, классных руководителей по оказанию психолого-педагогической поддержки школьникам в обретении ими гендерной идентичности и освоении гендерных ролей.
В данном пособии приводятся разработки внеклассных занятий для подростков в технологии «педагогическая мастерская» (см. Психология и педагогика творчества. Сыктывкар, 2003.С.82-91). Занятия разработаны в рамках программы факультативного курса «Основы гендерологии» ( И.А. Программа факультативного курса «Основы гендерологии» для школьников // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2003. №2). Проводить их могут педагоги-психологи, социальные педагоги (что предпочтительнее), а также классные руководители, специально подготовленные психологом к принятию позиции безооценочного общения в кругу. Следствие такой позиции – горизонталь общения на вербальном и невербальном уровне.
Специфика коммуникативного пространства мастерской – структурированность общения(не спонтанные высказывания, а когда ведущий предложит высказаться), исключение дидактичности из речи взрослого – его высказывание на равных, в ряду других, обычно – последнее, обобщающее, дополняющее, ничьи предыдущие не обесценивающее: чувства, мысли каждого – безусловная ценность.
При работе в парах, в микрогруппах – главное слушать друг друга. Возражения, несогласие недопустимы. Это противоречит привычным стереотипам общения в ходе учебного процесса. Так, ведущий не только не употребляет категорию долженствования (вы должны), но интонационно, на уровне жеста, мимики не допускает императив.
На первых занятиях ведущий держит под контролем работу микрогрупп – подходит, слушает, осторожно, но настойчиво поправляет, перефразирует, останавливает тех, кто пытается держаться в рамках привычного стиля. Ведущий подчеркивает: в кругу – не свободное общение, а по правилам. Подростки довольно быстро научаются выполнять правила – быстрее взрослых. По окончании цикла занятий многие говорят о том, что им было комфортно именно потому, что их слушали безооценочно.
Подход к отбору содержания – культурологический: разговор в кругу строится вокруг текстов, изображений, музыки, а также собственного индивидуального опыта школьников.
Каждое занятие завершается рефлексией: все по кругу делают «Я – сообщения» о своих чувствах, мыслях, личных открытиях
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.