Валы. Оси.
Вал- вращающаяся деталь машины предназначенная для поддержания на нем зубчатых колес, звездочек, шкивов и для передачи вращающегося момента. При работе вал испытывает изгиб и кручение.
Ось- деталь машины предназначенная только для поддержания. В отличии от вала ось не передает вращающий момент, поэтому не испытывают кручение. Они могут быть неподвижными несущими на себе свободно вращающиеся детали и подвижными.
Классификация: по геометрической форме валы делятся на: гибкие, прямые, коленчатые. По конструкции: 1)гладкие- одного диаметра по всей длине; 2) ступенчатые. Такой вал обеспечивает хорошее центрирование насаживаемых деталей и имеет повышенную прочность и жесткость. Однако ступенчатые оси и валы имеют более широкое распространение, т.к. обеспечивают более удобную сборку и фиксацию насаживаемых деталей от осевого смещения и кроме того сами уступы на валах воспринимают осевую нагрузку. По типу сечении валы и оси подразделяются на: 1) сплошные; 2) полые- с целью уменьшения веса ( применяются редко).
Элементы конструкции валов: несколько характерных участков: 1) цапфы- участки вала или оси лежащие в опорах; 2)шипы- располагаются на конце вала и воспринимают разные нагрузки; 3)шейки- в средней части; 4)пяты- воспринимают осевую нагрузку.
Посадочные поверхности валов и осей под ступицы насаживаемых деталей: обычно выполняют цилиндрическими, а концы валов цилиндрическими или коническими.
Переходные участки между двумя ступенями делают для снижения концентрации напряжений. Их выполняют с канавкой или галтелью.
Буртик - кольцевое утолщение составляющие с ним одно целое.
Заплечик - переходная поверхность, служащая для упора насаживаемых деталей. Пяты бывают: сплошные, кольцевые, гребенчатые.
Материалы:
Должны быть прочными, хорошо обрабатываться и иметь высокий модуль упругости. Валы изготавливают из углеродистых и легированных сталей. Легированные для высококачественных валов. При изготовлении вала заодно с шестерней, материал вала соответствует материалу шестерни. Заготовки валов или осей - круглый прокат.
Расчет валов:
Вал- наиболее ответственная деталь машины. Основными критериями работоспособности и их расчета являются: прочность, жесткость и виброустойчивость.
1) Ориентировочный расчет: ориентировочное определение
диаметра конца вала только на кручение- известен только :
;
;
МПа- допускаемое напряжение
при кручении; Низкие значения показывают неучтенные напряжения изгиба, характер
нагрузки и контактные напряжения галтели, шпоночных соединений и резьбы.
Полученное значение округляется до стандартного большего из ряда ГОСТ6636-69.
Длина выходного конца вала
согласовывается с
ГОСТ12080-66- цилиндрические; ГОСТ12081-72- конические концы. Под действием
вращающего момента поперечное сечение вала закручивается друг относительно
друга. Относительный угол закручивания не должен превышать допустимого
значения. Диаметр вала исходя из условия жесткости определяется по формуле:
, где
-
модуль сдвига (8*104МПа);
- дополнительный
относительный угол закручивания (2-40).
Проектировочный расчет:
Этот расчет предусматривает разработку конструкции вала на
этом этапе определяются диаметры посадочных участков цапфы и конструкцию
переходных участков. Диаметр вала в сечениях из условия прочности при
совместном действии изгиба с кручением определяется по эквивалентному моменту: ;
,
где
-предел выносливости материала при
симметричном цикле нагружения;
- предел прочности;
=1,5-2,5- требуемый коэффициент запаса
прочности;
- коэффициент концентрации напряжений;
.
Методика расчета на прочность:
Вал рассматривается как балка лежащая на двух опорах
(подшипниках).1) Составляется расчетная схема вала. Подшипники заменяются
шарнирно подвижными или шарнирно неподвижными опорами в зависимости от
воспринимаемых нагрузок (радиальных и осевых). 2) Определяются реакции опор.
Точки приложения реакции выбираются в середине подшипников. Силы
рассматриваются как сосредоточенные и действующие в двух взаимно
перпендикулярных плоскостях. Одну из них для удобства называют горизонтальной,
а другую вертикальной. 3) Определяют изгибающие моменты от действия
вертикальных и горизонтальных нагрузок отдельно и строят эпюры изгибающих
моментов в вертикальных и горизонтальных плоскостях ().
4) Вычисляют суммарный изгибающий момент:
.
Строят эпюру суммарного изгибающего момента. 5) Строят эпюру крутящего момента.
Вычисляются эквивалентные моменты в сечениях и строится эпюра. 6) Определяются
диаметры вала в характерных сечениях начиная с его конца, передающего вращающий
момент. Если вал является промежуточным, то сначала определяется диаметр вала в
месте посадки зубчатого колеса (по эквивалентному моменту). 7) Уточняются
значения диаметров вала в соответствии со стандартными и с учетом
конструкционных особенностей вала, связанных с удобством посадки на него
деталей и необходимостью их фиксации в осевом направлении. Диаметр вала под
подшипники должен заканчиваться на 0 или 5.
Проверочный расчет вала:
Он является уточнительным, т.к. учитывает характер
динамической нагрузки, концентрацию напряжений, качество обработки
поверхностей. Проверочный расчет проводится для сечений наиболее нагруженных и
имеющих концентратор напряжений (шпоночный паз, галтель, резьба). Расчет
сводится к определению коэффицие6нта запаса прочности: -
условие выполнено;
, где
- коэффициент запаса прочности по
нормальным напряжениям;
- коэффициент
запаса прочности по касательным напряжениям.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.