Федеральное агентство по образованию (Рособразование) |
|||||||||||||||||||||
Архангельский государственный технический университет |
|||||||||||||||||||||
Кафедра прикладной механики |
|||||||||||||||||||||
(наименование кафедры) |
|||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
(фамилия, имя, отчество студента) |
|||||||||||||||||||||
Факультет |
ПЭ |
курс |
3 |
группа |
2 |
||||||||||||||||
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ11.1.5.07.КП.28.02.00.00.ПЗ |
|||||||||||||||||||||
По дисциплине |
Механика |
||||||||||||||||||||
На тему |
Расчет привода ленточного конвейера |
||||||||||||||||||||
(наименование темы) |
|||||||||||||||||||||
Руководитель проекта |
|
||||||||||||||||||||
(должность) |
(подпись) |
(и.,о., фамилия) |
|||||||||||||||||||
Проект допущен к защите |
|||||||||||||||||||||
(подпись руководителя) |
(дата) |
||||||||||||||||||||
Решением комиссии от « |
» |
2007 г. |
|||||||||||||||||||
признать, что проект |
|||||||||||||||||||||
выполнен и защищён с оценкой |
|||||||||||||||||||||
Члены комиссии |
|||||||||||||||||||||
(должность) |
(подпись) |
(и.,о., фамилия) |
|||||||||||||||||||
Архангельск |
|||||||||||||||||||||
2007 |
|||||||||||||||||||||
ЛИСТ ЗАМЕЧАНИЙ
СОДЕРЖАНИЕ
1. Энергетический и кинематический расчеты привода [1]……………………..5
2. Расчет закрытой цилиндрической зубчатой передачи[2]……………………..7
3. Расчет открытой ремённой передачи [2]…………………………….………..11
4. Расчет и конструирование валов редуктора [3]…………………………….…15
5. Конструирование шкива открытой ремённой передачи [2]…………………..18
6. Подбор подшипников валов редуктора [4]…………………………………….20
7. Подбор муфты [3]……………………………………………………………….22
8. Расчет шпонки [3] ………………………………………………………………23
Список используемой литературы…………………………………………………24
1.ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ И КИНЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТЫ ПРИВОДА
Исходные данные: Окружное усилие Ft=5,5 Кн.
Скорость конвейера V=1,5 м/с.
Диаметр барабана Dб=200 мм.
Срок службы конвейера 7000 часов.
Определим мощность на рабочем валу, и частоту вращения рабочего вала:
кВт.
об/мин.
Мощность на рабочем валу привода Pp.в=8,25 кВт
Частота вращения рабочего вала np.в=143,2 об/мин
1. Укажем номера валов привода.
2. Мощность на рабочем валу привода Pp.в=8,25 кВт
3. Вычислим мощность на первом валу привода.
- КПД муфты; [1]
- КПД открытой ремённой передачи; =0,95
- КПД закрытой прямозубой цилиндрической зубчатой передачи;
= 0,97
- КПД пары подшипников качения; =0,99
кВт
4. Частота вращения рабочего вала np.в=143,3 об/мин
5. Вычислим частоту вращения первого вала.
- передаточное число привода
Up-передаточное число редуктора
Uзуб- передаточное число зубчатой передаичи
Принимаем предварительно об/мин
6. Выберем тип электродвигателя по таблице приложения А.1[1]
Двигатель АИР 132М4 ТУ16-525
,0 кВт об/мин
7. Вычислим частоты вращения валов привода.
об/мин
об/мин
об/мин
об/мин
8. Определим угловые скорости.
рад/с
рад/с
рад/с
рад/с
9. Вычислим мощность на валах привода.
кВт
кВт
кВт
кВт
10. Вычислим вращающие моменты на валах.
Нм
Нм
Нм
Нм
2. РАСЧЕТ ЗАКРЫТОЙ ЦИЛИНДРИЧЕСКОЙ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ
Исходные данные:
Вращающий момент на ведомом валу (на валу 3) Т2 = 230,2 Н.м.
Угловые скорости:ω1 = 151,5 рад/с ω2 = 37,88 рад/с .
Передаточное число передачи: U =4.
Вид нагрузки: передача цилиндрическая прямозубая, срок службы: tp =7000 часов.
1. Определяем материал для изготовления зубчатых колес.
Выбираем сталь 45, термообработка Н (нормализация).
Твердость заготовки:
для шестерни 207 НВ, для колеса 179 НВ.
Определяем число циклов нагружения зубьев:
для зубьев шестерни: N1=60n1tp;
для зубьев колеса N2=60n2tp, где n1 и n2 частоты вращения соответствующих шестерни и колеса, об/мин;
tp – срок службы механизма, ч.
N1= 1447 об/мин n2= 361,75 об/мин
N1=60.1447.7000=6,08.108 N2=60. 361,75 .7000=1,52.108
Определяем допускаемые напряжения:
допускаемые напряжения при расчете зубьев на усталостную контактную прочность:
для шестерни: [σН]1= (σНlimb1/ SН) .KНL1
для колеса: [σН]2= (σНlimb2/ SН) .KНL2
σНlimb – предел выносливости зубьев при контактном нагружении, Мпа.
При термообработке нормализация:
для шестерни: σН limb1=2 .НВ1 +70
для колеса: σН limb2=2 .НВ2 +70
σНlimb1=2.207+70=484 Мпа.
ΣНlimb2=2.179+70=428 Мпа.
SН – коэффициент безопасности;
SН=1,1 KНL=1
[σН]1=(484 /1,1) .1 = 440 Мпа.
[σН]2=(428/1,1) .1 = 389 Мпа.
Для прямозубых передач принимаем наименьшее значение:
[σН]=389 Мпа.
Допускаемые напряжения при расчете зубьев на усталостную изгибную прочность:
для шестерни: [σF]1= (σFlimb1/ SF) .KFL1 .KFC
для колеса: [σF]2= (σFlimb2/ SF) .KFL2 .KFC
σFlimb – предел выносливости зубьев при изгибном нагружени, Мпа.
При термообработке нормализация:
для шестерни: σF limb1=1,75 .НВ1 для колеса: σF limb2=1,75 .НВ2
σFlimb1=1,75.207=362 Мпа.
ΣFlimb2=1,75.179=313 Мпа.
SF – коэффициент безопасности
SF=1,5
KFL=1
KFC=1
[σF]1=(362/1,5) .1 .1=241 Мпа.
[σF]2=(313/1,5) .1 .1=208,7 Мпа.
Для прямозубых передач принимаем наименьшее значение:
[σF]=208,7 Мпа.
2. Межосевое расстояние из условия контактной прочности
Ка=430 коэффициент
u=4 передаточное число
Т2 = 230,2 Н.м момент на ведомом валу
[σН]=389 Мпа. Допустимое контактное напряжение
=0,48 коэффициент ширины зубчатого венца
=1 коэффициент, учитывает неравномерность распределения нагрузки по длине зуба
мм.
Округляем до ближайшего по ГОСТ 2185-66:
=140 мм.
3. Модуль зубьев:
=0,015.140=2,1 мм
Принимаем по ГОСТ 9563-60 =2,24 мм
4. Суммарное число зубьев шестерни и колеса:
=0 угол наклона зубьев.
зубьев.
5. Число зубьев шестерни:
зубьев.
6. Число зубьев колеса:
зубьев
7. Фактическое передаточное число
; =4
9. Диаметр делительной окружности:
для шестерни: d1= =2,24.25/1=56 мм;
для колеса: d2==2,24.100/1=224 мм.
10. Диаметр окружности вершин зубьев:
для шестерни: da1=d1+2mn=56+2.2,24=60,48 мм;
для колеса: da2=d2+2mn=224+2.2,24=228,48 мм.
11. Диаметр окружности впадин зубьев:
для шестерни: df1=d1-2,5mn=56-2,5.2,24=50,4мм;
для колеса: df2=d2-2,5mn=224-2,5.2,24=218,4мм.
12. Ширина зубчатого венца:
для шестерни: b1=b2+(2..5) мм=54мм для колеса: b2=ψba=0,48 .140=67,2мм
13. Окружная скорость зубчатых колес, м/с,
V=ω1 .d1/2=151,5 .56 .0,001/2=4,24 м/с
По полученному значению окружной скорости принимаем степень точности передачи равную 9.
14. Силы в зацеплении, Н:
окружные: Ft1=Ft2=2T1/d1=2 . 60/0,056=2,1Кh;
радиальные: Fr1=Fr2=Fttgαw/cosβ=0,764 Кн;
αw=200;
осевые Fa1=Fa2=Fttgβ=0
15. Контактное напряжение (проверочный расчет), Мпа,
-коэффициент, =436 для прямозубых
-коэффициент учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями, =1,0
- коэффициент учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине зуба, =1,0
-коэффициент динамической нагрузки , зависящий от окружной скорости зубчатых колес и степени точности передачи, =1,2.
Мпа.
[σН]=389 Мпа.
Δ=(399 – 389)100% / 389=2,6%
Перегрузки более 5% нет.
16. Напряжение изгиба (проверочный расчет), Мпа:
для шестерни: σF1=FtYβYF1KFαKFβKFv/b2mn=
=2.1 .3.9 .1 .1 .1,14/0,0672 .2,24=76,2Мпа;
для колеса: σF2=FtYβYF2KFαKFβKFv/b2mn=
=2.1 .3.61 .1 .1 .1,14/0,0672 .2,24=57,4Мпа.
Δ=(76.2 – 208)100% / 208=-63,3 %
Перегрузки более 5% нет.
3. РАСЧЕТ ОТКРЫТОЙ РЕМЁННОЙ ПЕРЕДАЧИ.
Исходные данные: Мощности на ведомом и ведущем валах Р1=8,72 кВт, Р2=8,21 кВт.
Угловые скорости: рад/с рад/с
1. Частоты вращения малого и большого шкивов:
об/мин; об/мин.
2. Расчетная передаваемая мощность:
;
- коэффициент динамической нагрузки.
кВт.
3. По полученным значениям определяем сечение клинового ремня, принимаем С(В)
4. Размеры ремня:
расчетная ширина: мм;
ширина: мм;
высота: мм;
площадь поперечного сечения: мм2;
масса 1 метра : кг.
5. Выбираем расчетный диаметр меньшего шкива(таблица1.3[2]):
мм.
6. Передаточное отношение:
,
7. Расчетный диаметр большого шкива:
; =0,01-коэффициент относительного скольжения.
мм.
Принимаем ближайшее стандартное значение: мм.
8. Фактическое передаточное отношение:
;
9. Минимальное межосевое расстояние:
, мм.
10. Максимальное межосевое расстояние:
, мм.
11.Принимаем межосевое расстояние из условия
Примем: а=1000 мм.
12.Расчетная длинна ремня:
мм
Принимаем стандартное значение по табл.1.3(прим.2)[2],мм.
13.Фактическое межосевое расстояние:
,
1014 мм
14. Угол обхвата ремнём меньшего шкива:
15. Условное обозначение выбранного ремня:
Ремень С(В)-3150 IV ГОСТ 1284.1-89
16. Скорость ремня:
17. Номинальная мощность , передаваемая одним клиновым ремнём:
кВт.
18. Расчетное число клиновых ремней, необходимое для передачи мощности Рр,
, =0,95; =0,80; =0,97
Принимаем количество ремней =5.
19. Начальное натяжение ветви одного ремня F0 c закреплёнными центрами шкивов:; Н.
20.Окружная сила, передаваемая комплектом клиновых ремней:
Н.
21.Силы натяжения ведущей F1 и ведомой F2 ветвей:
Одного клинового ремня:; .
Н.
22. Сила давления на вал:
; Н.
23.Напряжение в ремне от силы натяжения ведущей ветви:
24. Напряжение в ремне от центробежных сил:
; =1150 кг/м3
МПа.
25. Напряжение в ремне от его изгиба на меньшем шкиве:
; y=4,6 мм; Ен=90 МПа.
МПа.
26.Максимальное напряжение в ремне:
МПа.
Прочность обеспечена, т.к.
27. Частота пробегов ремня:
с-1
Условие долговечности обеспечено.
28.Параметры передачи заносим в таблицу:
Параметр |
Обоз- начение |
Ед.из- мере-ния |
Значе- ние |
Параметр |
Обоз- начение |
Ед.из- мере- ния |
Значе- ние |
Тип ремня |
- |
С(В) |
Начальное натяжение ремня |
Н |
379,7 |
||
Передаточ-ное отношение |
- |
2,52 |
Окружная сила, передаваемая комплектом ремней |
Н |
2300 |
||
Диаметр ведущего шкива |
мм |
200 |
Сила давления на валы |
Н |
3755,3 |
||
Диаметр ведомого шкива |
мм |
500 |
Угол обхвата ремнем меньшего шкива |
…0 |
163 |
||
Длина ремня |
мм |
3150 |
Частота пробегов ремня |
с-1 |
1,2 |
||
Межосевое расстояние |
мм |
1014 |
Сила натяжения ведущей ветви ремня |
Н |
609,7 |
||
Скорость ремня |
м/с |
3,79 |
Сила натяжения ведомой ветви ремня |
Н |
149,7 |
||
Число ремней |
шт. |
5 |
Максимальное напряжение в ремне |
Мпа |
6,8 |
4. РАСЧЕТ ВАЛОВ
РАСЧЕТ ВАЛА «2»
Исходные данные Т1-вращающий момент на валу
Т1=60 нм.
Материал вала:
сталь 45.
1) Определение допускаемых напряжений.
Для стали 45 по таблице находим МПа.
МПа.
Тогда:
МПа.
Вычисляем диаметр выходного конца вала из условия прочности при кручении:
мм.
мм.
Принимаем по ГОСТ 12080-60 на размеры цилиндрических концов валов без резьбового конца диаметр вала выходного конца = 20 мм.
длина выходного конца, исполнение 1 l=50 мм.
2) Определяем диаметр вала под подшипники:
Выбор t выполняется по данным рисунка 1.13, литература [3]
Для диаметра 20 , t=2,2
dn=20+2.2,2=24,4
Окончательно принимаем dn=25 мм.
Размеры da1 и b1 выбираются из расчета закрытой конической зубчатой передачи.
РАСЧЕТ ВАЛА «3»
Исходные данные:
Т2=230,2 н.м.
Принимаем сталь 45 для корой МПа.
МПа.
МПа.
мм.
По таблице 1.3 [3] принимаем dвых=30 мм, l=80 мм.
dп=30+2.2,2=34,4
принимаем 35 мм.
Принимаем ближайший по Ra40 dзуб=40 мм.
мм.
Из ряда Ra40 принимаем 45 мм.
5.КОНСТРУИРОВАНИЕ ШКИВА ОТКРЫТОЙ РЕМЁННОЙ ПЕРЕДАЧИ.
Схема шкива будет выглядеть следующим образом:
Шкив изготавливают литьём из чугуна СЧ15 ГОСТ 1412-85.
1.Обод.
Размеры канавок шкивов будут следующими:(табл.1.16[2])
мм;
мм;
мм;
мм;
мм;
мм;
мм;
мм;
;
.
Ширина обода шкива клиноременной передачи:
К=5;
мм.
Наружный диаметр шкива передачи:
мм.
Наружная ширина канавки шкива:
мм.
Толщина обода шкива:
мм.
2.Диск
Толщина диска шкива:
мм.
мм; ;
;
мм.
мм.
3.Ступица.
Внутренний диаметр ступицы d=30 мм.
Длина ступицы мм.
Диаметр ступицы .
Фаска: с=2мм.
6. ПОДБОР ПОДШИПНИКОВ.
1.Быстроходный вал редуктора:
исходные данные:
осевая сила: FA=0 н.
радиальная сила: Fr=764 н. (из расчета закрытой зубчатой передачи)
Диаметр сапфы:
dn=25 мм.
n1=1447 об/мин.
Определим тип подшипника по отношению:
Тип подшипника определяем по рекомендациям источника [4] стр.64
Это однорядный радиальный подшипник типа 0000.
Принимаем подшипник первой серии диаметров, с внутренним диаметром 25 мм.
Выбираем подшипник 105.
Из таблицы 3.11 [4] выписывают грузоподъемности:
динамическую: С=11200
статическую: С0=5600
Вычисляем долговечность по формуле
а = 1 - коэффициент надежности.
n – частота вращения подшипника
Эквивалентная нагрузка Р вычисляется по формуле:
Fa – осевая нагрузка
V – коэффициент вращения, V=1
Kб – коэффициент безопасности, Kб=1,4 (таблица 3.6 [4])
KТ - коэффициент учитывающий температуру, KТ = 1(таблица 3.7 [4])
X,Y – коэффициенты соответственно радиальной и осевых нагрузок,
Fa/ С0=0 по таблице 3.8 [4], определим е. е = 0
вычисляем , сравниваем с е, видим что
тогда по таблице 3.8 [4] определяем
X=1
Y=0
, Н.
ч.
Рекомендуемый ресурс всех типов, согласно таб. 3.10 [4] от 10000 до 25000,
Следовательно, выбранный нами подшипник, обеспечивает необходимую долговечность.
2.Расчет подшипников тихоходного вала: исходные данные:
осевая сила: FA=0 н.
радиальная сила: Fr=764 н;(из расчета закрытой зубчатой передачи)
Диаметр сапфы:
dn=35 мм.
n1=361,75 об/мин.
Определим тип подшипника по отношению:
Тип подшипника определяем по рекомендациям источника
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.