Технологии и техники работы со взрослыми
Соотношение понятий
Комплекс методов, оргформ и средств обучения = техника Комплекс техник обучения = технология
Педагогическая технология
- Это нормативное описание деятельности (исхОДНОЕ, текущее, конечное состояние обУЧАЮЩЕГОСЯ; процесс преобразования, методы, формы, средства), направленное на достижение запланированных целей
Метатехнологии в зависимости от ведущей деятельности
1. Объяснительно-иллюстративные
2. Репродуктивные
3. Проблемно-поисковые
4. Коммуникативные
5. Имитационно-ролевые
6. Рефлексивные
Технологии обучения
«Матрешка» развивающих технологий (технологические комплексы)
Эффективные техники обучения
Дискуссия как основной метод развивающего образования
Дискуссия – это целенаправленный и упорядоченный обмен мнениями, направленный на согласование противоположных точек зрения и приход к общему основанию
Роли в дискуссии:
n позиция Автора, имеющего свою точку зрения на обсуждаемую проблему
n позициях Понимающего
n позиция Критика.
Процесс организации дискуссии
n явное полагание тезиса и антитезиса (как результат критики в сложной коммуникации)
n предъявление каждой стороной аргументов, подтверждающих и усиливающих точку зрения
n предъявление каждой стороной оснований
n фиксация затруднения и постановка проблемы
n поиск новых оснований, способов решения, взглядов на предмет
n синтез
Метод «Снежный ком» (или пирамида)
Метод «Мозговой штурм»
n 1 этап – генерация идей
n 2 этап – выработка критериев оценки идей и их оценивание
n (3 этап – принятие решений)
Метод «Жужжащие группы»
ü Принятие решения о количестве малых групп.
ü Формулирование проблемы/вопроса для обсуждения в каждой группе, определение времени обсуждения.
ü Распределение участников на группы и определение для каждой из них проблемы (аспекта проблемы, вопроса и пр.) для обсуждения.
ü Инструкция о том, сколько времени отводится на работу каждой группе и какие именно результаты своей работы и в какой форме каждая группа затем должна сообщить остальным.
ü С наступлением оговоренного времени происходит представление результатов работы всех малых групп.
Метод «Аквариум»
Позиции в «аквариуме»
«Аквариум» лучше всего работает, когда
n Количество участников в обеих группах невелико (не более двенадцати человек)
n Необходимо решить две задачи – принятие коллективного решения и анализ процесса принятия решения
n Важно представить группе обратную связь не в оценивающей, а в объективной манере
n Обучающимся необходимо получить опыт коллективного принятия решения
n Обучающимся важно приобрести или отработать навыки общения и объективной оценки деятельности, а также развить способности к рефлексии
Процесс рефлексии
(А) анализ: в чем затруднение, проблема?
(Кр) критика: в чем причина? Почему?
(Н) нормирование: как надо делать?
Фокусы рефлексии
Задание
n Разработайте 5-7 предложений о том, с помощью каких приемов можно повысить вовлеченность взрослых обучающихся в процесс обучения.
n Используйте для этого технику мозгового штурма.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.