Основы конституционного строя Российской Федерации

Страницы работы

29 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Ключевой вопрос государственной политики сегодня – существенное повышение качества жизни. На это направлены национальные программы.

Конституционно-правовое регулирование основ социальной системы наиболее отчетливо выражено в понятии социальное государство (ч.1 ст.4 Конституции РФ). Социальное государство призвано содействовать установлению на основе закона партнерских отношений труда и капитала, влиять на распределение экономических благ, создаваемых в обществе, исходя из принципа социальной справедливости, оно стремится обеспечивать социальную солидарность в обществе, достойное существование каждому человеку. Социальное государство организует «социальные услуги» в обществе (образование, здравоохранение, помощь безработным, пенсии престарелым) и стремится обеспечить справедливое распределение общественных тягот на основе соответствующего налогообложения.

Вместо концепции «государство благоденствия» теперь все чаще в мировой литературе используются понятия «государство, благоприятствующее труду», «трудовое государство».

Статья 37 Конституции РФ устанавливает свободу труда и право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям гигиены и безопасности, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Она закрепляет право на трудовые споры, включая право на  забастовку, на социальное обеспечение, жилище, на образование, охрану здоровья, охрану материнства и детства и содержит многие другие положения, относящиеся к социальным отношениям в обществе.

По международным стандартам оплаты труда за час работы должна быть не менее 3 долларов (уровень Греции, Португалии, в США минимальный размер оплаты труда за час работы составляет 7-13 долларов, в Италии – 8, В Германии – 10). Доход в странах, аналогичных России, должен составлять в день не менее 4,3 долларов. Мы отстаем по заработной плате от развитых стран приблизительно в 12 раз. В России низки пенсии, стипендии, социальные пособия. На социальные цели до сих пор расходовалось 14-16% государственного бюджета, а в США -  около 70%.  Около трети населения находятся за чертой бедности. Установленный законом 2006 г. в денежном выражении прожиточный минимум вдвое ниже МРОТ (потребительская корзина в Кировской области).

Средний класс в России еще только формируется (по оценкам социологов, доходы этой категории населения должны составлять в России 320-480 долларов в месяц на человека, в США – 2500-3000 долларов), таких «средних русских» 8% населения.

При общей бедности населения в России существуют огромные имущественные различия. По расчетам некоторых ученых, 1500 олигархов в России владеют более чем половиной национального богатства (В США 1% самых богатых семей владеют 38,5% национального богатства). Разрыв в доходах 1,5 млн. самых богатых и 1,5 млн. самых бедных в России составляет 14 раз (в Европе – 4 раза, в США – 7-8 раз).

В России высок уровень безработицы. Конституционное право на защиту от безработицы (ч.3 ст.37) реализуется путем применения Закона РФ «О занятости населения в РФ».

Для малообеспеченных лиц существует институт государственной социальной помощи.

Важнейшая сторона социальной деятельности государства – пенсионное обеспечение (трудовые пенсии – по возрасту с учетом трудового стажа, социальные – инвалидам детства, по случаю потери кормильца и  др.). В Норвегии, которая занимает первое место в мире по уровню жизни, пенсия составляет приблизительно 65 тыс. руб.

В России действует специальное законодательство о поддержке женщин, охране материнства и детства, семьи (ст. 38 Конституции РФ).

Конституционно-правовое регулирование социальной системы российского общества распространяется на обширную сферу национальных отношений. Конституционным принципом является национальное равноправие этнических групп. В соответствии с ФЗ от 17 июня 1996 г. «О национально-культурной автономии» созданы особые общественные объединения – национально-культурные автономии, представляющие собой одну из форм национального самоопределения, объединения российских граждан, относящих себя к определенной этнической общности, находящееся в состоянии национального меньшинства на определенной территории. Право на национально-культурную автономию не является правом на национально-территориальное самоопределение. В России более 10 тыс. различных национальных (этнических) объединений, из них 300 зарегистрировались как национально-культурные автономии.

Одна из сторон национальной политики – защита прав и интересов коренных малочисленных народов (ст. 69 Конституции РФ). В России проживает 45 коренных  малочисленных народов, численностью около 500 тыс. населения (0,3 % населения страны). В соответствии с ФЗ от 30 апреля 1999 г. «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ» лица, относящиеся к этим народам, в местах их проживания вправе пользоваться традиционными промыслами, вести традиционный образ жизни. Они пользуются многими льготами. В соответствии с ФЗ от 7 февраля 2003 г. субъекты РФ обязаны  обеспечивать представительство коренных малочисленных народов в законодательных органах субъектов Федерации (там, где проживают такие народы).

Конституционное право затрагивает в том или ином объеме и другие

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
136 Kb
Скачали:
0