Никакие другие положения Конституции не могут им противоречить (ч.2 ст.16).
По своей роли в правовой системе значительная часть норм конституционного права обладает учреждающим характером. Учреждающие нормы – это обычно нормы-принципы о характере власти, едином экономическом пространстве, идеологическом многообразии, о демократическом, социальном, правовом, светском государстве.
Многие нормы конституционного права предусматривают не только права или не только обязанности. Так называемые нормы-полномочия устанавливают одновременно и право, и обязанность. Так, право Президента РФ представить Государственной Думе кандидатуру на должность Председателя Правительства РФ – это одновременно и его обязанность.
Среди норм-правил имеются определенные градации. По характеру предписаний они подразделяются на стимулирующие, дозволяющие, управомочивающие, обязывающие, запрещающие. Эти различия раскрывают особенности механизма воздействия конституционно-правовой нормы. Стимулирование выражено, например, в ч.3 ст.39 Конституции РФ, где говорится, что «поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность». Дозволяющие нормы особенно широко представлены в гл.2 Конституции РФ (например, согласно ч.1 ст.37 каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду; это положение более детально регулируется ТК РФ). Управомочивающие нормы обычно связаны с полномочиями тех или иных органов, должностных лиц. Например, ст. 55,п «в» Устава Кировской области управомочивает губернатора области лично подписывать Устав области, законы области либо мотивированно отклонять их, обнародовать подписанные законы в порядке, предусмотренном Уставом области и законом области. Обязывающие нормы предписывают поступать определенным образом. Так, при введении чрезвычайного положения на территории РФ или в отдельных местностях Президент РФ обязан незамедлительно сообщить об этом Совету Федерации и Государственной Думе (ст.88 Конституции РФ). Запрещающие нормы содержат запрет поступать определенным образом. Согласно ч.5 ст.13 Конституции РФ запрещены создание и деятельность общественных объединений, которые имеют целью насильственное изменение конституционного строя.
Нормы конституционного права бывают императивными, альтернативными и диспозитивными, материальными и процессуальными.
Императивные нормы предписывают поступать только определенным образом (все запрещающие нормы – императивные), альтернативные нормы дают субъекту возможность выбора варианта поведения из предложенных вариантов (например, если Правительство РФ подает в отставку, Президент РФ, согласно ч.1 ст. 117 Конституции РФ, может ее либо принять, либо отклонить). Диспозитивные нормы применяются, если порядок отношений их участников не регламентирован, их выбор свободен. Например, ч.1ст.131 Конституции РФ гласит, что структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Материальные нормы определяют содержание отношений, подвергающихся правовому регулированию, процессуальные нормы – формы и процедуры, в которых реализуется материальная норма. Материальными нормами являются, например, положения о требованиях к кандидату для избрания на должность Президента РФ (не моложе 35 лет), а процессуальными – нормы регламента Государственной Думы о порядке рассмотрения проектов законов.
Структура норм конституционного права складывается обычно из гипотезы и диспозиции (зачастую гипотеза только подразумевается). Санкция в нормах конституционного права имеется редко и обычно носит политический характер (отставка правительства, досрочный отзыв депутата), или предусматривается в других отраслях права.
Общие принципы конституционного права – это тоже нормы, но представляющие собой исходные положения высокой степени обобщения. Они составляют основу конституционного права. Таковы положения ст.2 Конституции РФ, согласно которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью; ст.12, провозглашающая принцип местного самоуправления. Общие принципы получают детализацию в других нормах конституционного права (положения о демократическом государстве находят развитие в законодательстве о выборах, референдуме).
6) Конституционно-правовые институты и подотрасли конституционного права. Институт конституционного права – это система норм, регулирующих обособленную группу однородных общественных отношений в рамках отношений конституционно-правового характера, что и создает основу для определенного правового единства. Институт может объединять нормы различных источников права: Конституции РФ, конституций республик, законов РФ и законов республик. Таков, например, институт референдума, регулируемый Конституцией
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.