Сравнительный анализ выборов в Государственную Думу в 1993, 1995 и 1999 годах

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Предполагалось, что относительно быстро этой моделью голосования овладеет большая часть населения и других регионов. Полагалось, как само собой разумеющееся: партии и движения могли возникать только в Москве и расширять свое влияние на окраины, и мало кто мог допустить мысль, что станут появляться партии-движения типа “Преображение Отечества”, представляющие интересы регионов на федеральном уровне, что именно подобные движения ближе и полнее представляют интересы электората. И не случайно вышеизложенная гипотеза не оправдалась.

В опросе населения, проведенном в ноябре 1994, респондентам был задан вопрос:”Какие чувства вызывают у Вас перечисленные партии?” Выбор партий был сознательно ограничен тремя, существенно отличающимися друг от друга. Это позволило осуществить четкую дифференциацию распределения политических предпочтений. Опрашиваемым также предлагалось указать не только то, каким партиям они симпатизируют или к каким равнодушны, но и какие из указанных партий вызывают чувство антипатии. В таком соотношении ответов лучше высветились возможные варианты электорального поведения и линии политического раскола общества.

По удельному весу неравнодушных оценок первенствовало ЛДПР. Это свидетельствовало о ее широкой известности и, стало быть, о значительных потенциальных возможностях влияния на политические процессы, что и было продемонстрировано в избирательной кампании 1995  скорее для определения количества людей, выразивших антипатии к партиям.

Вместе с тем, результаты социологического опроса свидетельствовали о том, что различия позиций сторонников Демвыбора России и КПРФ имеют классово заостренный характер. И сторонники КПРФ, и поддерживающие Демвыбор России характеризуются более высокой степенью политизации и общественной активности. При этом они стандартно придерживаются полярно противоположных относительно друг друга точек зрения по вопросам смысла и результатов проведенного этапа приватизации государственной собственности, существа социальной политики, появления в российском обществе богатых и бедных, на основе демократизации власти и т.п. А решение назревших социально-экономических и политических вопросов коммунисты в отличие от демороссов зачастую связывают с выражением недоверия существующим федеральным органам власти.

И завершая этот параграф, хотелось бы сказать пару слов об оптимальной модели политической партии применительно к современной России. Этот вопрос был ключевым в экспертном опросе, проведенном Центром социологических исследований РАГС в мае-июне 1995 . В нем участвовали 240 представителей кадрового резерва федеральных и региональных органов государственной власти.

Подавляющее большинство опрошенных (81%) с , что оптимальным типом для России является партия, стремящаяся  выразить интересы разных социальных слоев и групп людей. Как представляется, такой тип партии в значительной мере представлен партиями социал-демократической ориентации в странах Западной Европы. Этот тип соответствует менталитету большинства российского населения, но... пока процессы дробления и дезинтеграции социальных интересов над процессами их консолидации, формирование подобного рода партий представляется проблематичным.

Прежде всего стало очевидно безусловное доминирование инфляционной альтернативы над националистической. На парламентских выборах 1995 года именно партии инфляционной ориентации одержали победу, тогда как сокрушительное поражение потерпел КРО - наиболее последовательный выразитель националистической альтернативы. В Думе сформировано явное проинфляционистское большинство из депутатов КПРФ и "Яблока", которые при определенном развитии событий будут поддержаны многими представителями правительственного НДР, не говоря уже о "жириновцах"- выходцах из советской номенклатуры.

Впрочем, поражение КРО отнюдь не означает поражения националистической альтернативы. Обе оппозиционные модели экономического развития тесно взаимосвязаны. Левопопулистская доктрина КПРФ включает в себя многие компоненты националистической модели - протекционизм, жесткий государственный контроль за производством, усиление роли крупнейших (монополистических) хозяйственных структур и т.д. А националистическая модель, как было уже отмечены выше, включает в себя такие экономико-политические решения, которые практически не оставляют шансов на неинфляционную ее реализацию.

Словом, предвыборная борьба и ее итоги со всей отчетливостью демонстрируют социальную и политическую готовность современной России воспринять логику и практику курса экономического популизма[1]. Модели, действие которой далеко выходит за временные и политические рамки предвыборной борьбы. Ниже (во втором разделе) этот вопрос будет нами рассмотрен более подробно.

3. Выборы 1999 года.

Данные результатов предвыборных опросов поражают, точнее, поражает

Похожие материалы

Информация о работе