Каждая из стратегий роста в процессе реализации образует поток стратегических изменений во внутренней и внешней среде организации. Многие изменения носят инновационный характер.
· Стратегии интенсивного роста подразделяются на следующие:
1) стратегии, направленные на более глубокое проникновение на данный рынок с данным продуктом; в них инновационная составляющая незначительна;
2) стратегии, направленные на развитие рынка, на поиск новых рынков для данного продукта и закрепление на нём; они содержат, в основном, маркетинговую инновацию;
3) стратегии, направленные на развитие товара, создание нового товара для реализации на данном рынке; они содержат продуктовую инновацию;
4) конгломеративная диверсификация, представляющая собой комплексную инновацию.
Стратегии интенсивного роста описываются известной матрицей Ансоффа «новые/старые товары – новый/старый рынок».
Рынок |
Товары |
|
Старые |
Новые |
|
Старый |
1) |
3) |
Новый |
2) |
4) конгломеративная диверсификация (комплексная инновация) |
· Стратегии интеграционного роста подразделяются на следующие:
1) стратегия интеграции с поставщиками и снабженческими структурами (вертикальная интеграция вниз, обратно);
2) стратегия интеграции с промышленными потребителями и сбытовыми структурами (вертикальная интеграция вверх, вперёд);
3) стратегия интеграции с отраслевыми разрабатывающими и производящими организациями (горизонтальная интеграция).
Все эти стратегии связаны с организационно-управленческими инновациями.
· Стратегии диверсификационного роста подразделяются на следующие:
1) стратегия конструкторской («центрированной») диверсификации, направленная на поиск возможностей для производства конструктивно новых продуктов. При этом существующее производство остаётся в центре, а технология, отрасль и рынок не меняются. Это стратегия внутриотраслевой и внутрирыночной продуктовой инновации.
2) конгломеративная («чистая» или полная) диверсификация, при которой осваиваются виды деятельности, не связанные с традиционным профилем и технологией организации; создаются новые продукты, реализуемые на новых рынках. Это стратегия продуктовой и маркетинговой инноваций.
· Стратегия сокращения, которая заключается в выявлении и сокращении нецелесообразных издержек. Инновационность стратегии состоит в применении новых эффективных материалов, технологий; новых методов управления и организационных структур.
2. Типы стратегического конкурентного поведения организаций
Классификация типов конкурентного поведения
В основу классификации положен так называемый биологический подход Л.Г. Раменского, по которому стратегическое конкурентное поведение организаций подразделяется на четыре вида:
1) виолентное, характерное для крупных компаний, осуществляющих массовое производство, выходящих на массовый рынок с новой (своей или приобретённой) продукцией, опережающих конкурентов за счёт серийности производства и эффекта масштаба;
2) патиентное, заключающееся в приспособлении к узким сегментам широкого рынка (нишам) путём специализированного выпуска новой или модернизированной продукции с уникальными характеристиками;
3) эксплерентное, означающее выход на рынок с радикально инновационным продуктом и захват части рынка;
4) коммутантное, состоящее в приспособлении к спросу на местном рынке, заполнении ниш, не занятых «виалентами» и «патиентами», а также в освоении новых видов услуг после появления новых продуктов и новых технологий, имитации новинок и продвижении их к широким слоям потребителей.
Известна также классификация швейцарца Х.Фризевинкеля, ассоциирующая конкурентное поведение организаций с животными («львы», «слоны» и «бегемоты»; «лисы»; «ласточки»; «мыши») и хорошо сочетающаяся с классификацией Л.Г. Раменского (русского экономиста).
Каждая организация должна последовательно придерживаться того или иного типа конкурентного поведения, в наибольшей степени отвечающего параметрам организации.
Порядок отнесения организации к тому или иному типу инновационного поведения следующий:
1) составляется характеристика анализируемой организации, её продукции
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.