Проблемы функционирования бюджетной системы РФ и пути их решения
Эффективная бюджетная система страны считается важнейшим фактором устойчивого экономического роста, поскольку из бюджетных средств осуществляется финансирование инвестиционных программ в области экономики, экологии, науки, образования, здравоохранения и т.д. Это обстоятельство предопределяет необходимость постоянного финансового мониторинга бюджетной системы Российской Федерации.
Многие элементы государственной политики, в том числе в бюджетной и налоговой сферах, пока не в полной мере настроены на стимулирование инновационного развития страны. Не завершено формирование условий для модернизации экономики и изменения модели экономического роста. Для бюджетной системы страны сохраняются риски, обусловленные высокой зависимостью экономики и, соответственно, бюджетных доходов от внешнеэкономической конъюнктуры.
По-прежнему существует ряд барьеров, препятствующих созданию бюджетными научными учреждениями и образованными государственными академиями наук научными учреждениями хозяйственных обществ, занимающихся внедрением результатов интеллектуальной деятельности.
К таким барьерам, в частности, относятся отсутствие механизмов финансовой поддержки инновационных проектов с существенной долей участия бюджетных учреждений и проблемы управления интеллектуальной собственностью.
Выявились риски формального подхода к внедрению новых механизмов оказания и финансового обеспечения государственных и муниципальных услуг.
Слабо увязанными с формируемыми государственными программами остаются уже применяемые инструменты программно-целевого планирования. Пока не удалось преодолеть инерцию планирования и увеличения расходов без оценки их реальной отдачи и соответствия целям государственной политики в условиях конъюнктурно высоких цен на нефть. Это является одним из факторов высокой инфляции и сохранения бюджетного дефицита.
В ходе бюджетной реформы на всех уровнях бюджетной системы были установлены рамки для бюджетного планирования в соответствии с принципами бюджетирования, ориентированными на повышение качества принимаемых решений в среднесрочной перспективе, и создана основа для дальнейшего улучшения управления общественными финансами. Можно констатировать, что за последние годы существенно изменился бюджетный процесс в целом, были скорректированы взаимоотношения различных бюджетов, иными стали подходы к финансовому планированию.
В Бюджетном послании обращено внимание на актуальность расширения горизонта экономического прогнозирования и финансового планирования и разработки трехлетних экономических прогнозов и бюджетов в рамках средне- и долгосрочных прогнозов на срок до 20 лет. По мнению же Счетной палаты РФ, для решения поставленной задачи необходимо ускорить внесение Правительством РФ в Государственную Думу проектов федеральных законов "О государственном прогнозировании и социально-экономическом развитии Российской Федерации" и "О государственном стратегическом планировании". Кроме того, не утверждена долгосрочная бюджетная стратегия на период до 2023 г., разработанная Правительством РФ и одобренная Советом Федерации, не получил широкого применения программно-целевой подход на основе региональных и ведомственных программ. Требуется разработка Правительством РФ рекомендаций субъектам Российской Федерации по внедрению долгосрочного финансового планирования.
Кроме того, как отмечается в заключении Счетной палаты РФ, для перехода от финансирования бюджетных учреждений к финансированию предоставления государственных и муниципальных услуг необходимо ускорить разработку и утверждение методики расчета финансового обеспечения государственных и муниципальных заданий, стандартов и нормативов минимальных финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, которые должны определять минимальный гарантированный объем и качество таких услуг и использоваться при оценке сбалансированности соответствующих бюджетов.
Недостатки правового регулирования бюджетного процесса на федеральном уровне также имеются. Отдельные подзаконные нормативные правовые акты имеют временный характер, что лишает процесс планирования стабильности и порождает внутренние противоречия в процедурах. Некоторые такие акты не дополняются методическими рекомендациями, облегчающими подготовку документов. Часть актов не регламентирует вопросы взаимодействия и обмена информацией как между органами исполнительной власти, так и между органами исполнительной власти и подведомственными организациями в процессе планирования. Кроме того, не все акты содержат требования к качеству и достоверности подготавливаемых документов и материалов.
В целях улучшения подготовки федерального бюджета на этапе его составления с участием субъектов бюджетного планирования было бы целесообразно рекомендовать главным распорядителям бюджетных средств предпринять ряд шагов для детализации соответствующих правовых инструментов, а именно разработать и утвердить своими приказами (распоряжениями) в виде порядков документы, регламентирующие: подготовку материалов и документов, разрабатываемых при составлении проекта федерального бюджета; планирование бюджетных ассигнований; формирование и финансовое обеспечение государственного задания; ведение бюджетных росписей; распределение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств; составление и ведение главным распорядителем бюджетных средств перечня подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; ведение реестра расходных обязательств; подготовку докладов о результатах и основных направлениях деятельности; разработку, утверждение и реализацию ведомственных целевых программ.
Существует ещё одна проблема, требующая решения. В настоящее время составление проекта бюджета должно быть открытым для общества. За рубежом придается первостепенное значение принципу публичности и наглядности информации о бюджете, участию гражданского общества в бюджетном процессе. При этом исходят из того, что бюджет - это не только финансово-экономический, но и политический документ. Поэтому при реально функционирующей демократии в нем всегда в той или иной форме, в той или иной степени отражены интересы различных слоев общества через участие самого общества в принятии бюджетов. В западных странах в политический и социально-экономический лексикон
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.