Р. Г. ЛАНДА. История Алжира. XX век.
Автор:
М. Институт востоковедения РАН. 1999. 308 с.
Рецензируемая работа подытоживает многолетний труд видного российского востоковеда, профессора Р. Г. Ланды, крупного знатока истории зарождения, эволюции и реализации идеи национального освобождения и независимости Алжира. Книга посвящена развитию Алжира в XX в., его переходу от статуса заморской территории Франции, переселенческой колонии к независимому государству, занимающему важное место в арабо-мусульманской цивилизации и играющему значительную роль в африканском и средиземноморском регионах.
Автор показывает, как к началу XX в. методами военно-бюрократического насилия и внешнеэкономического принуждения, включая все формы неравенства (социального, юридического, культурного и другого), в Алжире была создана и утверждена система колониальной эксплуатации и управления. В то же время не упускается из вида и то обстоятельство, что "колонизация, помимо желания ее творцов, многое дала Алжиру. С ее началом алжирцы стали знакомиться с достижениями европейской науки и техники, с новейшими орудиями и средствами ведения сельского хозяйства, возможностями вывоза своей продукции во Францию и получения во Франции образования" (с. 27). Мощный, технически оснащенный, динамичный европейский сектор экономики и культуры стал в Алжире доминирующим. Оборотной стороной этого процесса явилось обезземеливание и разорение коренного крестьянства, подрыв ремесленничества и традиционных укладов.
В социально-рыхлом, этнически мозаичном мусульманском обществе, раздробленном на кланы, племена и религиозные братства, элита местных европейских колонов, земельных собственников, воротил и финансовых баронов диктовала свою волю метрополии, умело отстаивала свои интересы при тайном или явном пособничестве влиятельных кругов Парижа. Так, делает вывод автор, к началу XX в. в Алжире возникла система, когда под давлением алжиро-европейских магнатов французская администрация стала послушным исполнителем политики, угодной "сеньорам". Эта политика породила и увековечила дискриминационные, антидемократические колониальные порядки, обрекая аборигенов на бесправное, униженное положение.
В алжирском антиколониальном сопротивлении автор выделяет два, возникшие в начале века течения - традиционалисты и мусульфранки (или младоалжирцы). Первые- выступали за сохранение алжирскими мусульманами своей самобытности, религии, традиций и образа жизни. Вторые- видели в ассимиляции с французами путь к освобождению от колониального гнета и обретению подлинного с ними равноправия. Эти две тенденции, по оценке Ланды, то пересекались, то сближались, то взаимно отталкивались друг от друга. Из их рядов вышли последующие сторонники теории и практики идеи самоопределения и национального освобождения страны.
Колониальные порядки, показано в книге, сдерживали развитие местной национальной буржуазии и предпринимательства. Французские власти препятствовали ассимиляции алжирцев, поднявшихся по социальной лестнице, и их равноправию с французскими гражданами.
Естественной реакцией на эту ситуацию стал рост, оформление и активизация новых антиколониальных течений и тенденций в туземном обществе. Примером может считаться создание и деятельность рабочей ассоциации "Северо- африканская звезда", которая вела свою работу как во Франции среди кругов североафриканских эмигрантов, так и в самом колониальном Алжире. Выдвинутые ею требования были "первым шагом к развернутой и детальной программе революционно-демократического алжирского национализма, имевшего точный общественный адрес-широкие массы алжирских трудящихся, включая мелкособственнические слои" (с. 58).
Другим важным, формально неполитическим течением стала созданная в 1931 г. Ассоциация алжирских улемов (мусульманских богословов). Она боролась за защиту местного арабского населения от офранцуживания, и одновременно за реформирование ислама, очищение его от влияния средневековых марабутских братств.
В конце 30-х годов, перед началом второй мировой войны в период Народного фронта сплотившиеся в рамках Мусульманского конгресса многие национальные организации коренных алжирцев выдвинули "Хартию требований алжирского мусульманского народа". В ней, в частности, содержались требования уравнять коренных алжирцев в правах с французами и провести другие общедемократические реформы.
Однако правящие в Алжире власти под давлением колониальных кругов не пошли на уступки алжирцам. После распада Народстр. 165
ного фронта во Франции и Мусульманского конгресса в Алжире в среде прогрессивно настроенных националистов, особенно молодежи, наступило глубокое разочарование. В этих условиях, отмечает Ланда, в сознании части этих деятелей произошла утрата веры в демократию и либерализм, усилились сектантские тенденции, стремление к заговорщическим методам борьбы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.