Эти события стали прологом нового этапа развития страны в сторону либерализации и принятия в 1989 г. новой конституции, обеспечивавшей право алжирцев на многопартийность и введение других демократических свобод. Так, подчеркивает Ланда, в 1988г. в стране началась "политическая весна". До этого в ней монопольно правила единственная партия - Фронт национального освобождения (ФНО), который создал политическую модель общества, именуя ее "социализмом".
В его рамках авторитарный режим последовательно смещал акценты социальной ориентации с революционного демократизма к национал- бонапартизму и, наконец, к бюрократическому капитализму. В ходе "политической весны" в результате банкротства ФНО образовался идейный вакуум и возникли десятки политических организаций и партий, в том числе в марте 1989 г. Исламский фронт спасения (ИФС).
Автор приходит к выводу, что после краха прежней идеологии и фактически демонтажа старого режима, высшие должностные лица стали покидать ФНО, Образовавшийся вакуум поторопились заполнить исламисты, выдвинувшие лозунги исламского государства.
В книге прослеживается дальнейшее развитие событий, в частности, первые в истории независимого Алжира многопартийные выборы в парламент и победа в их первом туре ИФС, запрет и роспуск этой организации созданным в 1992 г. Высшим государственным советом. В стране было введено чрезвычайное положение. ИФС, имевший своей социальной опорой малооплачиваемые слои общества, городские низы и безработных, ответил на репрессии властей вооруженным насилием.
В последнее десятилетие, констатирует автор, Алжир оказался фактически втянутым в гражданскую войну, в крайне ожесточенное и кровопролитное противостояние между различными исламскими группировками и военными силами режима. При этом жертвами этой беспощадной мясорубки стали не только и не столько члены противостоящих друг другу исламских военизированных формирований и сил порядка, а тысячи невинных людей, представители светской интеллигенции, технических кадров, женщины, не носящие покрывала, иностранные граждане (среди них были и россияне). Среди погибших были видные писатели, ученые, врачи, деятели культуры, около 80 журналистов.
Всего за период 1992-1997 гг. в Европу от угрозы исламистов бежали 400 тыс. алжирцев, в основном представителей национальной интеллигенции.
Ланда объясняет ожесточенность продолжающейся войны в Алжире не только социально-политическими факторами, но и исторической укорененностью "в Алжире методов вооруженного насилия и, особенно, традиций боевого подполья и партизанской войны 1954-1962 гг.", а также включенностью "алжирского исламизма в исламский бум, не прекращающийся во всем мусульманском мире с 1979 года" (с. 240). В то же время автор полагает, что резервы продолжения силового противодействия, "кажется, подходят к концу" (с. 245). Из приведенных в книге данных, следует, что сами исламисты далеки от единства: помимо ИФС существуют Вооруженное исламское движение (ВИД), и Вооруженные исламские группы (ВИГ) и другие, соперничающие друг с другом мелкие группы.
Ланда склонен полагать, что сейчас существуют шансы на сближение военных, правящих в стране, с наиболее влиятельной фракцией политического руководства ИФС- "технократами"-приверженцами исламского "модернизма". Технократы оставляют за государством право управления учреждениями и современной экономики, науки и техники и готовы не настаивать на обязательной утопии "исламского государства" в обмен на участие во власти. Однако другая фракция ИФС- "теократы" -яростно отстаивают свои принципы чисгого "исламского правления" и выступают против "технократов". За последние несколько лет военные власти Алжира практически построили новую выборную систему в стране на основах плюрализма, правда, без участия ИФС и других экстремистских организаций, запрещенных законом.
По мнению Ланды, идущая в Алжире война не гражданская, не классовая или этническая. Это лишь по форме (и то не всегда и не во всем) конфликт культур. "На деле- это доведенный до апогея ожесточения конфликт двух социальных блоков, конфликт идей, выражающих (а иногда вуалирующих) интересы элиты этих блоков, Каждый из них отстаивает свое политическое будущее, свою политическую модель общества" (с. 267). По словам автора, сложившаяся стр. 167
ситуация "трагична", поскольку алжирское общество конца XX в. не может существовать в рамках только одной из предлагаемых моделей.
Выводы Ланды о роли ислама и исламизма в Алжире поучительны и для тех, кто осмысливает значение исламского фактора для современной России и ее будущего. Автор посчитал нужным включить в книгу главу, специально посвященную истории и нынешнему состоянию российско-алжирских связей.
стр. 168
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.