Катастрофа самолета "Максим Горький" в 1935 году

Страницы работы

5 страниц (Word-файл)

Содержание работы

ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ. Катастрофа самолета "Максим Горький"

Автор: А. , Заслуженный летчик-испытатель СССР, кандидат технических наук, Герой Советского Союза

18 мая 1935 г. в 12 час. 45 мин. над окраиной Москвы падал, разрушаясь в воздухе, самолет. Это был не просто самолет. Это был самый большой в мире сухопутный самолет. В нем находились, кроме 11 человек экипажа, еще 36 человек - его создатели, строители и члены их семей. Сначала у самолета отломилось правое крыло, затем переломился фюзеляж, из которого стали выпадать люди. Рассыпавшись в воздухе, самолет отдельными частями упал в поселке Сокол. Все, кто был в самолете, погибли.

В начале 1930-х годов конструкторским коллективом А. Н. Туполева при творческом участии Центрального аэродинамического государственного института (ЦАГИ) был спроектирован и построен самолет АНТ-20- выдающееся достижение авиационной науки и техники. На самолете было установлено восемь отечественных двигателей конструкции А. А. Микулина. Вес самолета- 50т, скорость- 260 км/час. 17 июня 1934г. летчики-испытатели М. М. Громов и И. И. Журов выполнили первый вылет. Около года длились и успешно закончились летные испытания. Самолет мог перевозить 72 пассажира. Мог бы он быть и очень эффективным военным самолетом. При такой грузоподъемности на нем можно было бы разместить много огневых точек оборонительного оружия - и тогда машина стала бы неуязвимым для истребителей бомбардировщиком.

Но первому экземпляру была уготована другая роль. Его предназначили для целей агитации и пропаганды. Как должен был использоваться агитсамолет, можно судить по его специальному оборудованию. На самолете размещалась типография, обеспечивающая в течении полета печатание нескольких тысяч листовок, которые можно было высыпать над населенным пунктом. На борту имелась киносъемочная аппаратура и лаборатория для обработки отснятого материала, а также кинопроектор с экраном 4,5 на 6 метров. В состав агитоборудования входила громкоговорящая установка "Голос с неба" для вещания с борта во время полета, перекричать которую не смог бы никто на земле. Еще был аппарат, могущий проецировать на облаках световые лозунги и призывы. Тогда же была организована специальная агитэскадрилья им. Максима Горького. Ее самолеты оперативно доставляли газеты и другую агитационную литературу в отдаленные населенные пункты. Самолет АНТ-20 должен был стать флагманом этой эскадрильи и был назван "Максим Горький".

18 мая 1935г. после передачи самолета в агитэскадрилью на нем по специальным пригласительным билетам совершали воздушную прогулку создатели самолета: инженеры, конструкторы, техники, рабочие ЦАГИ, партийные и комсомольские активисты и члены их семей. В полете "Максима Горького" эскортировал истребитель И-5, чтобы зрители с земли могли в сравнении видеть гигантские размеры самолета. Был и второй самолет эскорта - П-5. На нем, кроме летчика, находился кинооператор, наблюдавший и заснявший начало катастрофы.

Летчик ЦАГИ, пилотировавший самолет И-5, Н. П. Благин, вопреки полетному заданию, начал выполнять фигуры высшего пилотажа в непосредственной близости от стр. 172

"Максима Горького". При исполнении петли Благин не справился с пилотированием и своим самолетом ударил в крыло "Максима". При столкновении погиб и Благин.

Уже 20 мая тела погибших в авиакатастрофе были кремированы и урны с их прахом захоронены в стене Новодевичьего кладбища- 11 членов погибшего экипажа: Н. С. Журов, летчик ЦАГИ; И. В. Михеев, летчик эскадрильи "Максим Горький"; А. А. Кравцов, инженер; И. А. Фомин, бортмеханик; С. Ф. Матвеенко, бортмеханик эскадрильи "Максим Горький"; С. Л. Бусноватов, бортмеханик; А. А. Медведев, бортмеханик; В. П.Лакузо, бортмеханик; П. М. Власов, бортмеханик эскадрильи "Максим Горький"; В. П. Бунин, инженер ЦАГИ; А. Л. Бегам, инженер эскадрильи "Максим Горький"; а также 36 пассажиров: И. Н. Подвольский, техник; А. П. Царев (с сыном Николаем), слесарь; М. ф. Дмитриева, слесарь; И. И.Харуто, бригадир; В. С. Проскурников, инженер; М. В. Новиков, плановик; И. В. Сунцов, рабочий; К. Е. Кукин, контрольный мастер; В. Е. Поставкин, главный механик; К. А. Казарнович (с сыном Владимиром), рабочий; А. Ф. Разумнихина (с сыном Вадимом), жена инженера; С. Я. Прохорова (с дочерью Неллей), слесарь; В. А. Петру-шевский (с сыном Владимиром), главбух завода; А. А. Бакуто, жена инженера; А. И. Орлов (с дочерью Лидией), инженер; П. Ф. Матросов, зав. производством; И. В. Галаев, столяр; С. Г. Шеногин, бригадир; М. А. Лопарев, контрольный мастер; А. С. Сухов, рабочий; Р. Б. Нудельман, инженер; С. С. Лебедев, секретарь комсомольской организации; И. Я. Салмина, контрольный мастер; С. Я. Янчарек, слесарь; А. А. Саламаткин, начальник плановой секции; И. П. Лапшин, рабочий; Е. X. Вахлянина, моторист; П. А. Мешарин, шофер; А. М. Маркизина-Израилева, жена коменданта; А. В. Сапронов, предзавкома завода.

Похожие материалы

Информация о работе