Катастрофа самолета "Максим Горький" в 1935 году, страница 2

ТАСС сообщил, и все газеты напечатали, слова скорби и соболезнования от ЦК ВКП(б), правительства, Совета Народных комиссаров, руководства армией. Поступило братское соболезнование семьям погибших и всем трудящимся Советского Союза от редакции газеты французских коммунистов "L'Humanite". Все осуждали преступную недисциплинированность летчика Благина.

Начальник Главного управления гражданского воздушного флота И. Ф. Ткачев в беседе с корреспондентом сказал; "Благин с хулиганским упорством начал делать фигуры высшего пилотажа вблизи самолета-гиганта. В этом человеке прорвалась невытравленная еще дикая анархическая натура, воспользовался тем, что в воздухе нет препятствий для ее хулиганских проявлений". В "Правде" были напечатаны стихи; "Тихо реют траурные флаги, // Вся страна склоняется как мать. // Очень не легко товарищ Благин // О твоей кончине горевать". В сообщении ТАСС говорилось: "Правительством решено выдать семьям погибших по 10000 рублей единовременного пособия каждой семье и установить повышенное пенсионное обеспечение".

Мой отец А. С. Щербаков, будучи в то время секретарем Союза советских писателей и часто общаясь с А. М. Горьким, рассказывал, что Алексей Максимович тяжело переживал это событие и видел в нем плохое для себя предзнаменование (он умер спустя год и один месяц после этой катастрофы).

Конечно, катастрофа "Максима Горького" нелепа и бессмыслена, и есть соблазн отнести ее на счет российского разгильдяйства. Но лучше не торопиться с выводами. 8 июля 1966г. над полигоном Мохава в США разбился американский опытный стратегический бомбардировщик ХБ-70 "Валькирия". Этот самолет для своего времени был столь же выдающимся достижением техники, как "Максим Горький" - для своего. Он имел взлетный вес 224 т, на высоте 21 км развивал скорость 3218 км/час и имел дальность полета 12 тыс. километров. Причина катастрофы та же, что и АНТ-20,- столкновение с истребителем эскорта. Пилот истребителя Ф-104 не делал фигур пилотажа, но проявил невнимательность при наблюдении за объектом эскорта.

Объяснить поступок Благина только низменными побуждениями едва ли правильно. Кинохроника 1938г. запечатлела, как шеф-пилот фирмы Ильюшина В. К. Коккинаки на бомбардировщике ДБ-3 делал петли во время первомайского парада прямо над Красной площадью. Самолет этого типа не должен делать петли. Поэтому некоторый риск был. Если бы машина рухнула на Красную площадь, действия летчика были бы расценены как самое злостное хулиганство. Зачем же было Коккинаки делать петли? Он хотел привлечь внимание к новому самолету Ильюшина, и он этого добился. Вероятно, и Благин хотел привлечь внимание зрителей к празднику авиации. Только он не располагал таким профессиональным мастерством, как Коккинаки.

Существовала еще одна версия гибели "Максима Горького". В издававшейся в Польше русской белогвардейской газете писалось, что Благин был смертником, пожертвовавшим собой ради того, чтобы убить стр. 173

летевших в самолете АНТ-20 членов Советского правительства. Статья была перепечатана во французской прессе. Эта версия не выдерживает никакой критики. Если бы Бла-гин был "камикадзэ", то он не стал бы делать фигуры пилотажа, а направил бы свой самолет на цель по прямой. Выполняя петлю, одинаково трудно как уклониться от столкновения, так и точно нанести таранный удар. Кроме того, находясь на одном аэродроме с "Максимом Горьким", Благин не мог не знать состава пассажиров и того, что там не было членов правительства.

Советская пресса в 1935 г. подробно и правдиво осветила обстоятельства катастрофы. В более поздние времена такие сообщения были очень скупыми или их не бывало вообще. Так, более 40 лет держался в секрете случай катастрофы от столкновения поисковых самолетов при спасении экипажа самолета "Родина" в 1938 году, Или еще пример. В 1940г. в N 6 журнала "Техника воздушного флота" был помещен следующий некролог: "27 апреля при исполнении служебных обязанностей погибли четыре славных товарища: Герой Советского Союза П.Г. Головин, летчик орденоносец Ю. И. Пионтковский, инженер К. И. Александров и бортмеханик И.Г. Добров". И все! Погибли все четверо в один день, но не вместе. Головин, Александров и Доброе разбились, упав в штопоре на самолете Поликарпова БПБ (ближний пикирующий бомбардировщик). Пионтковский разбился на яковлевском истребителе из-за разрушения крыла. Не странно ли, что некролог напечатан два месяца спустя? Вероятно, это произошло лишь после того, как представители авиапромышленности и военные договорились об официальной версии этих катастроф.

стр. 174