Защитная функция певческих резонаторов проявляется в защите голосовых связок и гортани от чрезмерного напряжения, перегрузок и возникновения профессиональных заболеваний. Первый защитный механизм определяется тем, что певческие резонаторы при определенной настройке способны в сотни раз усилить первичный звук голоса за счет повышения коэффициента полезного действия голосового аппарата. Второй защитный механизм состоит в том, что певческие резонаторы перераспределяют энергию голоса певца таким образом, что значительная часть ее оказывается в зоне максимальной чувствительности слуха, т.е. в зоне высокой певческой форманты.
Третий механизм - это прямой механизм защиты голосовых связок. Он состоит в сильнейшем обратном воздействии резонаторов на колеблющиеся голосовые связки, что при определенных условиях приводит к значительному облегчению колебательного процесса связок.
Активизирующая функция резонаторов проявляется в том, что вибрация их стенок оказывает стимулирующее воздействие на голосовую функцию, прежде всего на сами резонаторы, на работу гортани и голосовых связок. Явление носит чисто физиологический непроизвольный характер, т.е. раздражение виброрецепторов через центральную нервную систему приводит к повышению тонуса и активности голосового аппарата. Таким образом, имеет место самостимуляция голосового аппарата певца.
Взаимодействие резонаторов между собой состоит в значительном влиянии любого резонатора на акустические характеристики рядом расположенных резонаторов. И это влияние тем сильнее, чем больше акустическая связь между резонаторами. Практически это означает, что изменяя настройку одного из резонаторов, певец невольно изменяет настройку и других смежных резонаторов, что в конечном итоге приводит к изменению всей резонаторной системы в целом.
Постановка голоса- это выработка правильных певческих навыков, т.е. развитие и тренинг голоса для профессиональной работы. Поставленный голос отличается звучностью, красотой и богатством тембра, широтой диапазона, дыхания, хорошей дикцией, чистотой интонации, малой утомляемостью.
В русских вокальных школах обучение пению происходит сразу в двух направлениях:
1.Первое направление – это освоение навыков певческого голосообразования и голосоведения с помощью упражнений и вокализов.
2.Второе направление- изучение произведений с той или иной степенью раскрытия их художественного замысла, а так же ознакомление ученика с богатством вокальной литературы.
Однако совмещение этих двух направлений в одном потоке занятий таит в себе угрозу того, что начинающий не успевает освоить вокальные навыки и представления на упражнениях, а уже начинается более сложная работа над произведениями, и ученик теряет все приобретенное. Иногда следует задержаться на упражнениях и вокализах, дать возможность ученику закрепить полученные навыки и только после этого переходить к очень простым произведениям.
Задача педагога –заинтересовать ученика. Довести до его сознания цель этой работы, ее важность и необходимость в постепенном «строительстве» нашего музыкального инструмента голосового аппарата.
Практическая работа вокального педагога сводится к управлению основными функциями певческих резонаторов и оптимальной их настройке. Важнейшими механизмами такого рода настройки являются:1) ориентация сознания и подсознания певца на вибрационные ощущения, отражающие активность резонаторов; 2) особая организация певческого дыхания, с обязательным участием диафрагмы и с параллельной ликвидацией ненужных мышечных движений и напряжений; 3) широкое использование психологических, эмоционально – образных и метафорических представлений о работе голосового аппарата певца ( метод «как будто») с целью максимально активизировать резонаторные и дыхательные процессы.
Певец сам себя не слышит, вернее слышит не так, как окружающие, и поэтому человек воспринимает тембр своего голоса иначе, чем окружающие. Роль вокального педагога – это роль контролирующего «внешнего уха». Еще одна возможность внешнего контроля – это слушание записи собственного голоса, что помогает скоординировать слуховые и внутренние ощущения.
Огромную роль в фомировании вибрационных ощущений и представлений играет наша эмоциональная сфера. Эмоции- это волшебный ключ, которым легко и свободно открываются клады голосовых чудес, подсознательными механизмами управления певческих голосовых процессов достигается оптимальная и скоординированная работа дыхания, гортани, резонаторов. Причем, что самое важное,- без какого-либо упоминания официального названия этих органов и систем. Здесь широко используется метод эмоционально-образных ассоциаций. (как будто).
По мнению почти всех преподавателей тембр, окраска звука- дар природы и изменению не подлежит. Эверарди придерживался другого взгляда. Он говорил, что существенно тембр изменит конечно нельзя, но его можно
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.