Разработка методов воздействия на работу резонаторов начинающих певцов

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Данные этой работы могут оказать теоретическую и практическую помощь педагогам дополнительного образования, начинающим певцам.

 ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ «РЕЗОНАНС».

1.1.  Резонанс  как физическое явление.

Человеческий голос  - по выражению В. Морозова – « живой инструмент» во много раз сложнее, чем скрипка или фортепиано, хрупок, капризен и подчиняется не только музыкальным, но еще и физиологическим законам.

Для того  чтобы играть на нем, нужно знать хотя бы основные его «технические свойства»(19,с.3). Одной из важнейших технических и эстетических характеристик певческого  голоса является тембр, раскрыть все богатство которого невозможно без овладения искусством резонирования.

Слово резонанс происходит от французского слова resonanse –  звучать, откликаться и resonantia – отголосок, отзвук.

Резонансом называется явление возникновения и усиления колебаний какого-либо тела или его частипод действием возбуждающей эти колебания внешней силы, частота воздействия которой совпадает с собственной резонансной частотой данного тела. Резонировать могут всевозможные упругие физические тела – твердые, жидкие, газообразные, например воздух. При этом резонировать могут только те тела, в  которых могут распространяться волновые процессы, т.е. колебания среды.

Акустическим резонатором является любой пустотелый сосуд, наполненный воздухом, сообщающийся с окружающим пространством(т.е. с атмосферой) одним или несколькими отверстиями и отвечающий- т.е. резонирующий- на звуки определенной высоты, соответствующие его собственной резонансной частоте. Таков, например, резонатор Гельмгольца

(приложение1). Резонирующим звучащим телом в акустическом резонаторе является воздух.

Акустическая природа резонанса весьма близка природе эха. Всем известно, как в большом пустом зале  или, например, в храме на всякий звук рождается эхо. Звук распространяется в воздухе со сравнительно небольшой скоростью 344 метра в секунду.  Отражаясь от стен и потолка, звуковые волны возвращаются к источнику звука, и если звук продолжается, то прямая и обратная волны начинают взаимодействовать между собой. Амплитуды их колебаний, т.е. периодические сжатия и разряжения воздуха прямой и отраженной волны могут складываться друг с другом и тем самым усиливаться, иногда очень значительно. В результате возникает так называемая «стоячая волна», которая и составляет сущность резонанса. Недаром в русско-английском словаре слово резонанс в качестве одного из значений переводится как эхо.

Простейший резонатор усиливает звук на 30-40 дБ, т.е. в5-10 тысяч раз по мощности. При этом резонаторы усиливают звук, не требуя никакой дополнительной энергии, а лишь увеличивая коэффициент полезного действия источника звука. Эти свойства резонаторов с давних пор  учитывались человеком при создании музыкальных инструментов.

В корпусе любого акустического инструмента содержатся полости, заключенные в твердые стенки, способные усиливать звуки, издаваемые струнами (скрипка, фортепиано, виолончель и др.) или даже влиять на звуковысотные свойства путем изменения длины резонатора (духовые инструменты). Так, в гобое и фаготе язычок возбудитель сам по себе может издавать практически лишь один высокий тон. Однако под воздействием резонатора инструмента ( настраиваемого музыкантом на разные тоны в процессе игры путем изменения его длины нажатием клавиш) язычок издает разные тоны, высота которых продиктована резонатором- инструментом.

Если в конструкции музыкальных инструментов проявляется вековой опыт человека, то в строении голосовых аппаратов животных, равно как и человека- опыт природы .

Между звуками музыкальных инструментов и голосами животных, несмотря на их очевидные различия, есть и существенное сходство: те и другие должны быть слышны на достаточно большом расстоянии- одни со сцены для удовольствия слушателей в зале, а другие – для оповещения сородичей о важных жизненных событиях. Так, песня соловья имеет смысл призывной любовной серенады, а заодно и предупреждения соперникам о том, что этот участок леса уже занят для гнездования.

Птицы обладают весьма оригинально устроенным « музыкальным инструментом». По сравнению с голосовым аппаратом человека, как черты сходства

Похожие материалы

Информация о работе