Резонанс в академическом пении. Разработка педагогических методов воздействия на работу резонаторов у начинающих певцов

Страницы работы

7 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Защитная функция певческих резонаторов проявляется в защите голосовых связок и гортани от чрезмерного напряжения, перегрузок и возникновения профессиональных заболеваний. Первый защитный механизм определяется тем, что певческие резонаторы при определенной настройке способны в сотни раз усилить первичный звук голоса за счет повышения коэффициента полезного действия голосового аппарата. Второй защитный механизм состоит в том, что певческие резонаторы перераспределяют энергию голоса певца таким образом, что значительная часть ее оказывается в зоне максимальной чувствительности слуха, т.е. в зоне высокой певческой форманты.

Третий механизм - это прямой механизм защиты голосовых связок. Он состоит в сильнейшем обратном воздействии резонаторов на колеблющиеся голосовые связки, что при определенных условиях приводит к значительному облегчению колебательного процесса связок.

Активизирующая функция резонаторов проявляется  в том, что вибрация их стенок оказывает стимулирующее воздействие на голосовую функцию, прежде всего на сами резонаторы, на работу гортани и голосовых связок. Явление носит чисто физиологический непроизвольный характер, т.е. раздражение виброрецепторов через центральную нервную систему приводит  к повышению тонуса и активности голосового аппарата. Таким образом, имеет место самостимуляция голосового аппарата певца.

Взаимодействие резонаторов между собой состоит в значительном влиянии любого резонатора на акустические характеристики рядом расположенных резонаторов. И это влияние тем сильнее,  чем больше акустическая связь между резонаторами. Практически это означает, что изменяя настройку одного из резонаторов, певец невольно изменяет настройку и других смежных резонаторов, что в конечном итоге приводит к изменению всей резонаторной системы в целом.

Постановка голоса- это выработка правильных певческих навыков, т.е. развитие и тренинг голоса для профессиональной работы. Поставленный голос отличается звучностью, красотой   и богатством тембра,  широтой диапазона, дыхания, хорошей дикцией, чистотой интонации, малой утомляемостью.

В русских вокальных школах обучение пению происходит сразу в двух направлениях:

1.Первое направление – это освоение навыков певческого голосообразования  и голосоведения с помощью упражнений и вокализов.

2.Второе направление- изучение произведений с той или иной степенью раскрытия их художественного замысла, а так же ознакомление ученика с богатством вокальной литературы.

Однако совмещение этих двух направлений в одном потоке занятий таит в себе угрозу того, что начинающий не успевает освоить вокальные навыки и представления на упражнениях, а уже начинается более сложная работа над произведениями, и ученик теряет все приобретенное. Иногда следует задержаться на упражнениях и вокализах, дать возможность ученику закрепить полученные навыки и  только после этого переходить к очень простым произведениям.

Задача педагога –заинтересовать ученика. Довести до его сознания цель этой работы, ее важность и необходимость в постепенном «строительстве»  нашего музыкального инструмента  голосового аппарата.

Практическая работа  вокального педагога сводится к управлению основными функциями певческих резонаторов и  оптимальной их настройке. Важнейшими механизмами такого рода настройки являются:1) ориентация сознания и подсознания певца на вибрационные ощущения, отражающие активность резонаторов; 2) особая организация певческого дыхания,  с обязательным участием диафрагмы и с параллельной ликвидацией ненужных мышечных движений и напряжений; 3) широкое использование психологических, эмоционально – образных и метафорических представлений о работе голосового аппарата певца ( метод «как будто») с целью максимально активизировать резонаторные и дыхательные процессы.

Певец сам себя не слышит,  вернее слышит не так, как окружающие, и поэтому человек воспринимает тембр своего голоса иначе, чем окружающие. Роль вокального педагога – это роль контролирующего «внешнего уха». Еще одна возможность внешнего контроля – это слушание записи собственного голоса, что помогает скоординировать слуховые и внутренние ощущения.

Огромную роль в фомировании вибрационных ощущений и  представлений играет наша эмоциональная сфера. Эмоции- это волшебный ключ, которым легко и свободно открываются клады  голосовых чудес, подсознательными  механизмами  управления певческих голосовых процессов достигается оптимальная и скоординированная работа  дыхания, гортани, резонаторов. Причем, что самое важное,- без какого-либо упоминания официального названия этих органов и систем. Здесь широко используется метод эмоционально-образных ассоциаций. (как будто).

По мнению почти  всех преподавателей тембр, окраска звука- дар природы и изменению не подлежит. Эверарди придерживался другого взгляда. Он говорил, что существенно тембр изменит конечно нельзя, но его можно

Похожие материалы

Информация о работе