Трехуровневая учебная программа по предмету «Сольное пение» (Учебный план. Примерные программы академических концертов)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Детская школа искусств № 47 имени М.Ф. Мацулевич»

СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

(трехуровневая)

(срок освоения 7 (8) лет)

Новокузнецк 2011

Содержание

1.   

 Пояснительная записка

3

1.1.

Контроль и учет успеваемости

9

     2.2.

Учебный план

11

3.

Годовые требования

12

3.1.

Первый класс

12

3.2.

Второй класс

13

3.3.

Третий класс

13

3.4.

Четвертый класс

15

3.5.

Пятый класс

17

3.6.

Шестой класс

19

3.7.

Седьмой класс

21

3.8.

Восьмой класс

23

4.

Содержание предмета

25

4.1.

Репертуарные списки

27

5.

Методическое обеспечение программы

38

6.

Список литературы для учащихся

55

7.

 Список методической литературы

59

8.

Приложение №1. Развитие творческой деятельности

62

9.

Приложение №2. Аннотированный список имен, названий и терминов

64

Пояснительная записка.

Данная  программа составлена на основе обобщенного и систематизированного опыта, методических советов и рекомендаций ведущих педагогов вокалистов, собственного опыта автора, а так же типовой программы по предмету программы  «Сольное пение», МК СССР 1968 г.

Направленность программы художественно – эстетическая, данная программа  предназначена для   обучения  в классе сольного академического пения   детской школы искусств.

Ценность программы в комплексной системе развития и воспитания знаний и навыков певца, в основе которой лежат обще-дидактические принципы вокальной педагогики (воспитывающего обучения, научности, систематичности, доступности и специальные музыкально-педагогические принципы индивидуального подхода к учащимся, единства художественного и технического развития).

Актуальность - программа составлена с учетом условий, специфики обучения на вокальном отделении школы искусств и разностороннего развития учащихся, что отвечает требованиям современного образовательного процесса. 

           Целью данной программы является воспитание активной творческой личности, посредством обучения  основам культуры сольного пения,  с учетом особенностей музыкального развития и природных возможностей каждого учащегося.

Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи, чтобы обеспечить равноправие элементов образовательной триады: обучения, воспитания,  развития - как основы гармоничного становления личности учащегося.

1. Образовательные:

-  сформировать профессиональные знания и слуховые навыки;

-  развить умения и навыки, необходимые для реализации комплекса видов учебной и исполнительской деятельности учащегося.

2.Развивающие:

-  развить эмоциональную сферу;

-  развить любознательность и кругозор учащегося;

-  развить вокальные и исполнительские данные учащихся;

-  развить творческое отношение к певческой деятельности на уровне сознания необходимости преодолевать трудности;

-  развить интерес и вкус к целенаправленной самостоятельной работе во время обучения и после окончания школы.

3.Воспитательные:

-  развить любовь к музыке;

-  воспитывать эмоционально-волевое отношение к окружающему миру, формирующее систему ценностей учащихся;

-  научить ориентироваться в музыкальных стилях;

-  сформировать духовную культуру и нравственность учащегося.

Отличительными  чертами  данной  программы является стремление, не снимая требований к качеству обучения и воспитания, более дифференцированно осуществлять музыкальное  развитие каждого учащегося, обучающегося по классу вокала на основе  тесных межпредметных связей с музыкально - теоретическими дисциплинами, а также,  активизировать работу с репертуаром, включая произведения духовного содержания,   современных отечественных композиторов, в т.ч. произведения композиторов города Новокузнецка.

Данная программа предполагает  систему обучения, которая  носит программно-целевой характер,  и обеспечивает последовательное продвижение учащегося к минимально необходимым умениям и навыкам. В программе предусмотрены различные по уровню трудности варианты репертуарных комплексов для одного и того же класса,  позволяющие учесть разные возможности учащегося.

Каждый преподаватель, имеющий опыт работы с детьми, уже на первых уроках достаточно точно оценивает уровень общих вокально-музыкальных способностей ребенка, но только к окончанию начальных классов преподаватель, на основе сформированных основных исполнительских навыков и данных, может более точно определить пути дальнейшего  развития  учащегося. 

По продолжительности программа рассчитана на семилетнее (8-летнее) обучение. Первый, второй классы - начальный этап,  на котором прививаются базовые умения и навыки. Третий, четвертый классы – средние, где полученные ранее  навыки  закрепляются. Пятый, шестой, седьмой классы - старшие, где обучение направлено на развитие заложенных ранее базовых умений и  навыков,  которые  реализуются через  повышение  исполнительского  уровня  учащегося

Структура программы обусловлена принципом организации обучения в соответствии с делением всех учащихся на 3 группы, исходя из учёта индивидуальных интеллектуальных, вокальных способностей каждого ученика. Начиная с 3-го класса, учащиеся распределяются  по 3-м направлениям с возможностью переходить из направления в направление на основании показателей обучения и здоровья.

I направление – общеэстетический уровень;

II  направление –академический уровень;

III  направление  - профориентированный уровень.

Первое направление «Общеэстетическое»

В него  входят учащиеся, имеющие средние и слабые музыкальные данные. Занятия проходят по программе, максимально приближенной к вокально-слуховым возможностям каждого учащегося.

В связи с этим у них:

-  сокращенно обязательное количество изучаемых произведений;

-  допускается изучение репертуара на один-два класса ниже по сравнению   с академическим направлением;

-  сокращенно количество вокализов;

-  увеличено количество облегчённых популярных произведений;

Программапервогонаправления предусматривает обучение, способное дать общее музыкальное образование, расширить  кругозор, повысить эстетический уровень.

Второе  направление «Академическое»

Это направление охватывает основную массу учащихся, имеющих средние  и хорошие вокальные данные, чувствующие и понимающие музыку, способные музыкальным языком передать свои ощущения. Эти учащиеся справляются с программой, выступают в различных конкурсах, концертах, добиваются хороших результатов в творчестве.

Программа для второго направления ориентирована на воспитание

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Материалы по педагогической практике
Размер файла:
731 Kb
Скачали:
0