Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Детская школа искусств № 47 имени М.Ф. Мацулевич»
СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
(трехуровневая)
(срок освоения 7 (8) лет)
Новокузнецк 2011
Содержание
1. |
Пояснительная записка |
3 |
1.1. |
Контроль и учет успеваемости |
9 |
2.2. |
Учебный план |
11 |
3. |
Годовые требования |
12 |
3.1. |
Первый класс |
12 |
3.2. |
Второй класс |
13 |
3.3. |
Третий класс |
13 |
3.4. |
Четвертый класс |
15 |
3.5. |
Пятый класс |
17 |
3.6. |
Шестой класс |
19 |
3.7. |
Седьмой класс |
21 |
3.8. |
Восьмой класс |
23 |
4. |
Содержание предмета |
25 |
4.1. |
Репертуарные списки |
27 |
5. |
Методическое обеспечение программы |
38 |
6. |
Список литературы для учащихся |
55 |
7. |
Список методической литературы |
59 |
8. |
Приложение №1. Развитие творческой деятельности |
62 |
9. |
Приложение №2. Аннотированный список имен, названий и терминов |
64 |
Пояснительная записка.
Данная программа составлена на основе обобщенного и систематизированного опыта, методических советов и рекомендаций ведущих педагогов вокалистов, собственного опыта автора, а так же типовой программы по предмету программы «Сольное пение», МК СССР 1968 г.
Направленность программы художественно – эстетическая, данная программа предназначена для обучения в классе сольного академического пения детской школы искусств.
Ценность программы в комплексной системе развития и воспитания знаний и навыков певца, в основе которой лежат обще-дидактические принципы вокальной педагогики (воспитывающего обучения, научности, систематичности, доступности и специальные музыкально-педагогические принципы индивидуального подхода к учащимся, единства художественного и технического развития).
Актуальность - программа составлена с учетом условий, специфики обучения на вокальном отделении школы искусств и разностороннего развития учащихся, что отвечает требованиям современного образовательного процесса.
Целью данной программы является воспитание активной творческой личности, посредством обучения основам культуры сольного пения, с учетом особенностей музыкального развития и природных возможностей каждого учащегося.
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи, чтобы обеспечить равноправие элементов образовательной триады: обучения, воспитания, развития - как основы гармоничного становления личности учащегося.
1. Образовательные:
- сформировать профессиональные знания и слуховые навыки;
- развить умения и навыки, необходимые для реализации комплекса видов учебной и исполнительской деятельности учащегося.
2.Развивающие:
- развить эмоциональную сферу;
- развить любознательность и кругозор учащегося;
- развить вокальные и исполнительские данные учащихся;
- развить творческое отношение к певческой деятельности на уровне сознания необходимости преодолевать трудности;
- развить интерес и вкус к целенаправленной самостоятельной работе во время обучения и после окончания школы.
3.Воспитательные:
- развить любовь к музыке;
- воспитывать эмоционально-волевое отношение к окружающему миру, формирующее систему ценностей учащихся;
- научить ориентироваться в музыкальных стилях;
- сформировать духовную культуру и нравственность учащегося.
Отличительными чертами данной программы является стремление, не снимая требований к качеству обучения и воспитания, более дифференцированно осуществлять музыкальное развитие каждого учащегося, обучающегося по классу вокала на основе тесных межпредметных связей с музыкально - теоретическими дисциплинами, а также, активизировать работу с репертуаром, включая произведения духовного содержания, современных отечественных композиторов, в т.ч. произведения композиторов города Новокузнецка.
Данная программа предполагает систему обучения, которая носит программно-целевой характер, и обеспечивает последовательное продвижение учащегося к минимально необходимым умениям и навыкам. В программе предусмотрены различные по уровню трудности варианты репертуарных комплексов для одного и того же класса, позволяющие учесть разные возможности учащегося.
Каждый преподаватель, имеющий опыт работы с детьми, уже на первых уроках достаточно точно оценивает уровень общих вокально-музыкальных способностей ребенка, но только к окончанию начальных классов преподаватель, на основе сформированных основных исполнительских навыков и данных, может более точно определить пути дальнейшего развития учащегося.
По продолжительности программа рассчитана на семилетнее (8-летнее) обучение. Первый, второй классы - начальный этап, на котором прививаются базовые умения и навыки. Третий, четвертый классы – средние, где полученные ранее навыки закрепляются. Пятый, шестой, седьмой классы - старшие, где обучение направлено на развитие заложенных ранее базовых умений и навыков, которые реализуются через повышение исполнительского уровня учащегося
Структура программы обусловлена принципом организации обучения в соответствии с делением всех учащихся на 3 группы, исходя из учёта индивидуальных интеллектуальных, вокальных способностей каждого ученика. Начиная с 3-го класса, учащиеся распределяются по 3-м направлениям с возможностью переходить из направления в направление на основании показателей обучения и здоровья.
I направление – общеэстетический уровень;
II направление –академический уровень;
III направление - профориентированный уровень.
Первое направление «Общеэстетическое»
В него входят учащиеся, имеющие средние и слабые музыкальные данные. Занятия проходят по программе, максимально приближенной к вокально-слуховым возможностям каждого учащегося.
В связи с этим у них:
- сокращенно обязательное количество изучаемых произведений;
- допускается изучение репертуара на один-два класса ниже по сравнению с академическим направлением;
- сокращенно количество вокализов;
- увеличено количество облегчённых популярных произведений;
Программапервогонаправления предусматривает обучение, способное дать общее музыкальное образование, расширить кругозор, повысить эстетический уровень.
Второе направление «Академическое»
Это направление охватывает основную массу учащихся, имеющих средние и хорошие вокальные данные, чувствующие и понимающие музыку, способные музыкальным языком передать свои ощущения. Эти учащиеся справляются с программой, выступают в различных конкурсах, концертах, добиваются хороших результатов в творчестве.
Программа для второго направления ориентирована на воспитание
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.