Земское и городское самоуправление в дореволюционной России

Страницы работы

Фрагмент текста работы

                                                                                                                                                                                                     Министерство Образования и Науки Р. Ф.

Санкт-Петербургская Академия Управления и Экономики. 

Магаданский институт экономики

Факультет экономики и управления

Кафедра «Гуманитарных и социальных наук»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине:    «Система государственного и муниципального управления»

Тема:    «Земское и городское самоуправление в дореволюционной России»

Выполнила:                                    

Студентка группы: 8 – 1534/ 5-5

Магадан 2010 г.

                                              Содержание

Введение

I.Развитие системы местного управления в России XV – первой половины XVI вв.

I. 1. Управление с помощью системы “кормлений” (XVI в.)

I. 2. Земское и губное управление (вторая половина XVI в. – нач. XVIIв.)  

I. 3. Приказно - воеводское управление (вторая половина XVII в.)

II.   Правление Петра I

III.  Екатерина II

IV.  ХIХ век

V.    Развитие самоуправления городов России во второй половине XIX в.

V. 1. Александр II

V. 2. Александр III

VI.   Управление при Николае II

Заключение

Список используемой литературы

Введение

В числе проводимых сейчас в России реформ одно из первых по важности мест занимает реформа местного самоуправления как организации нижнего звена власти. Самоуправление, являясь средством вовлечения каждого индивида в социально-экономическое регулирование, позволяет учитывать, координировать и реализовывать многообразие их интересов, удовлетворять их потребности. Кроме того, самоуправление является мощным фактором стабилизации общественных отношений в условиях острых противоречий в политической, экономической и социальной сферах, которые существуют в нашей стране в последнее время. В этой связи представляет интерес изучение форм, структур и методов местного управления, которые действовали в России в различные исторические периоды. Этой теме посвящено данное учебное пособие. В нём представлены основные сведения о факторах развития, закономерностях формирования и особенностях местного управления в России. Исторический период охватывает события от Киевской Руси до установления советской власти. Изложено содержание основных реформ в области местного управления в различные отрезки времени. Показано, как распределялись полномочия между властными структурами и представителями местных сообществ и какова была их специфика.

I. Развитие системы местного управления в России XV – первой половины XVI вв.

Оно характеризуется последовательным его реформированием и прохождением трёх этапов:

1. управление через наместников и волостелей – так называемая система кормлений;

2. земское и губное управление;

3. приказно-воеводское управление.

I. 1. Управление с помощью системы “кормлений” (XVI в.)

Земля на Руси в XVI в. подразделялась на удельные территории, принадлежащие князю, и частные владения. Удельное княжество представляло собой вотчинное хозяйство князя. Население, проживавшее на территории княжества, эксплуатировалось для нужд князя. Функционирование органов управления удельной территорией (суд, полиция, фискальные органы и пр.) рассматривалось как доходные статьи княжеского хозяйства. Их деятельность была связана со сборами в пользу князя и его администрации. Существовали судебные, торговые, свадебные и др. пошлины. Все земли в уделе по хозяйственному назначению делились на три разряда:

1. Земли, предписанные к княжескому двору. Они обрабатывались непосредственно в пользу князя. Такие земли назывались дворцовыми.

2. Земли, отданные на определённых условиях частным лицам или учреждениям (например, церкви). Это были боярские и церковныеземли.

3. Земли, сданные горожанам и крестьянам на обработку за какие-либо провинности. Подобные земли назывались чёрными или тягловыми.

Два последних из перечисленных разрядов земель входили в круг местного управления, которое осуществляли наместники и волостели. Крупные по своей территории княжества были разделены на административные округа, именовавшиеся уездами. Уезд состоял из города и сельских общин. Наместник осуществлял свои полномочия в рамках города и пригородов в соответствии со специальным назначением на эту должность – пожертвованием. Наместники и волостели, являясь представителями верховной власти, осуществляли свои полномочия, опираясь на административный аппарат, в частности на тиунов (судей), праведчиков (судебных исполнителей) и др. Следует указать, что мелкие чиновники не состояли на государевой службе, а были дворовыми людьми или холопами наместников и волостелей.

Целью удельного управления было извлечение доходов из управляемого округа. Любое действие администрации было связано с соответствующим сбором

Похожие материалы

Информация о работе