Опыт проведения уроков трезвости в школах города Тюмени, страница 2

Чтобы дети поняли механизм разрушения личности, семьи и государства, обычно задается вопрос: «Какие лучшие качества воспитывают в вас учителя и родители?» Активность очень высокая. Ученики называют эти качества, а преподаватель записывает их столбиком на доске. Какие качества называют дети? Различение добра и зла, доброта, вежливость, аккуратность, здоровье, внимательность, сообразительность, жизнерадостность, сдержанность, любовь и т.п.

Рисуем  домик, а кирпичные стены этого домика составляют качества человека. У дома 4 стены. Преподаватель объясняет детям, что одна стена дома с кирпичиками хороших качеств – это вы, вторая стена – папа, третья стена – мама, четвёртая – брат или сестра. А крышей будет способность к различению добра и зла у каждого члена семьи. У этого домика должен быть прочный фундамент, чтобы домик не развалился и стоял долго.

Задаётся вопрос ученикам: «Какое качество самое важное, от которого зависят все остальные качества?». Иногда сразу, иногда после наводящих вопросов дети отвечают -  трезвость. Слово трезвость пишем внизу, так как трезвость является фундаментом этого дома.

Не будет трезвости, не будет здоровья и всех остальных качеств. И ученикам понятно, что все качества, которые в человеке воспитали учителя и родители, теряются, если человек потерял трезвость. Если фундамент под какой либо стеной начнёт разрушаться, то и стена разрушится, а затем весь домик со временем развалится, то есть разрушится семья. И тогда преподаватель спрашивает: «Скажите, будет счастливой семья, если папа или мама отравляет себя алкоголем?» Обычно дети дружно отвечают «Нет». А будет счастливой семья, если брат травится алкоголем и табаком и родители ничего с ним сделать не могут? «Нет», - отвечают дети. Значит, счастья в семье не будет, если даже один член семьи отравляется ядами. Наше государство состоит из семей. Его можно представить как многоэтажный высотный дом с единым фундаментом. Если фундаментом в этом огромном доме будет трезвость, то и дом будет прочным и никакие стихии ему не страшны. А если трезвости в фундаменте этого дома не будет, то дом со временем разрушится, государство разорится, а народ исчезнет с лица Земли.

В средних и старших классах, отвечая на вопрос: «Почему люди курят?», ученикам задаётся встречный вопрос, например: «Почему девушки отравляют себя табачным ядом?» Ученики называют различные абсурды: снять стресс, выпендриться, расслабиться, успокоиться и т.п. Далее преподаватель знакомит учеников с письмом курящей девушке академика Ф.Г. Углова, в котором  приводятся  данные социологического анонимного опроса, где 60% девушек ответили, что отравляются табаком потому, что это красиво и модно, а около 40% - хотят нравиться мальчикам. А нравится ли мальчикам, что девушки травятся табачным ядом? Опрос показал, что из 256 юношей почти 90% не хотят, чтобы отравлялись табаком те девушки, которые им нравятся. А на вопрос: «Хотел бы ты, чтобы твоя жена курила?», только двое юношей сказали, что им все равно, остальные категорически возразили. Возникает противоречие: Девушки курят, чтобы понравиться мальчикам, а мальчикам это совсем не нравится. Откуда у девушки появились мысли, что табачное отравление снимает стресс, что травиться табаком модно, что девушка  понравится мальчикам, если начнёт травиться табаком? На образных примерах ученикам объясняется, каким образом у девушек формируются ложные убеждения.

Вместо лекционной формы урока, если ученики сильно возбуждены, первый урок можно провести в форме «Мозгового штурма». Класс разбивается на 3 команды, выбираются капитаны, которые записывают и дополняют ответы учеников.

Вопрос первый. Для чего люди употребляют алкоголь, табак и другие интоксиканты? Время на задание 3 - 5 минут. По истечении времени преподаватель записывает ответы 1ой команды на доске первым столбиком, а остальные команды  дополняют ответы. Затем аналогично записываются ответы на второй и третий вопросы второй и третьей команды.

Вопрос второй. Каковы последствия употребления алкоголя, табака и других интоксикантов для человека, семьи, общества и государства?

Вопрос третий. Кому выгодно потребление алкоголя, табака и других интоксикантов?   

Школьники должны прийти к мысли, что ответы им никто не навязывал, что они сами изложили видение их проблемы. Ответы на первый вопрос выявляют установки и стереотипы. Этот вопрос обращён к алкогольной и табачной субличности учеников.