Разработка заданий по физике на конкурс «Контрольные измерительные материалы для единого государственного экзамена»

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Конкурсные задания по физике разрабатываются на основе следующих нормативных документов:

·  Обязательный минимум содержания основного общего образования по физике (Приказ МО от 19.05.1998 г. N 1236);

·  Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по физике (Приказ МО от 30.06.1999 г. N 56).

При этом также учитываются:

·  «Требования к уровню подготовки выпускников основной школы по физике» (Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физике). – М.: Дрофа, 2000. – С. 27 – 29.

·   «Требования к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы по физике. Уровень В» (Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по физике). – М.: Дрофа, 2001. – С. 14 – 21.

Требования к уровню подготовки выпускников основной и средней (полной) школы по физике включены в «Кодификатор элементов содержания по физике для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена» (ЕГЭ).

Приоритетные направления разработки заданий приведены в «Таблице потребностей банка Единого государственного экзамена в заданиях в соответствии с кодификатором элементов содержания по физике для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена 2004 г.» (см. Приложение 10.3).

При разработке содержания экзаменационной работы учитывается необходимость в равной мере проверить сформированность таких общих умений, как воспроизводить знания, проводить расчеты и делать выводы на основании представленной в различной форме информации. Целесообразно, чтобы представляемые на конкурс задания были направлены на проверку всех указанных умений, а не только на проверку умения проводить расчеты.

На основании анализа вопросов и задач, использованных в ходе проведения мониторинга основного и среднего (полного) образования, централизованного тестирования ЦТ Минобразования и ЕГЭ 2001 – 2003 гг., выделены несколько основных видов заданий. При выполнении заданий каждого вида от учащихся требуется усвоение конкретных знаний и умений: воспроизведение знаний,  применение знаний и умений в знакомой ситуации, применение знаний и умений в новой ситуации. Воспроизведение знаний предусматривает знание основных фактов, понятий, моделей, явлений, законов, теорий; умение называть границы (условия, область) применимости законов и теорий; умение объяснять физические явления, анализировать процессы на качественном и расчетном уровне. Заданиями можно проверить сформированность умений выдвигать или выбирать наиболее разумные гипотезы о связи физических величин; приводить примеры опытов, обосновывающих научные представления и закон; описывать преобразования энергии в физических явлениях и технических устройствах и т.д.

В частности, показать усвоение знаний и умений на уровне воспроизведения закона или (и) закономерности школьник может, если правильно

-  указывает характер изменений одного из параметров системы при заданных изменениях других параметров;

-  определяет по графикам (диаграммам, таблицам) представленную закономерность;

-  указывает причину закономерности;

-  указывает направление преобразования энергии в данном явлении (процессе);

-  называет границы (условия, область) применимости данного закона.

Задания могут показать, что ученик умеет проводить расчет (дистракторы содержат текст или числа)

на основании данных, представленных в явном виде:

-  в виде текста;

-  в виде текста с рисунком, поясняющим текст задания, но не содержащим дополнительных сведений;

на основании данных, представленных в неявном виде:

-  проводить расчет на основании данных, представленных на графике (диаграмме), но не в тексте;

-  проводить расчет на основании данных, представленных на рисунке (схеме), но не в тексте;

-  проводить расчет на основании данных, представленных в таблице, но не в тексте.

Задания могут показать, что выпускник умеет представлять ответ в виде текста (дистракторы содержат текст или числа) или в графическом виде (дистракторы содержат рисунки, диаграммы, схемы и т.п.)

-  на основании анализа данных, представленных в виде текста с рисунком, поясняющим текст задания, но не содержащим дополнительных сведений;

-  на основании анализа данных, представленных на графике (диаграмме);

-  на основании анализа данных, представленных на рисунке (схеме);

-  на основании анализа данных, представленных в таблице и на графике (рисунке, диаграмме).

Наиболее распространенными в тестах по физике являются расчетные текстовые задачи. Соответственно задания такого вида наименее востребованы

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Физика
Тип:
Дополнительные материалы
Размер файла:
259 Kb
Скачали:
0