В общем случае канал передачи данных содержит следующие основные технические средства:
- системный контроллер, который координирует и контролирует работу отдельных элементов системы, осуществляет изменение форматов данных и команд в процессе обмена с ЭВМ;
- шинную систему, по которой передаются информационные и управляющие сигналы между всеми элементами системы;
- интерфейсные схемы обмена, непосредственно связанные с шинной системой канала и входящими в систему измерительными приборами и преобразователями.
Из множества контрольных операций наиболее важным с технико-экономических позиций является функциональный контроль отдельных ИМС на пластине с последующей выбраковкой дефектных. Эти испытания производятся с помощью установок с многозондовыми головками, комплектуемыми двухкоординатными каретками, обеспечивающими в диапазоне перемещений до 300 мм точность установки позиции до 5-10 мкм. Современные установки обеспечивают производительность до 60 000 циклов перемещения в час.
Большинство координатных систем, комплектующих
установки
изготовления фотошаблонов, переноса
изображения на полупроводниковые
пластины, монтажно-сборочные и контрольно-измерительные, относятся к системам позиционирования. Это предопределило
широкое применение в них привода с шаговыми двигателями благодаря возможности непосредственного управления ими
от цифровых управляющих устройств,
наличия усилия фиксации в
статическом состоянии. Шаговый двигатель рассматривается
прежде всего как преобразователь
числа поступивших на блок управления
импульсов в пропорциональное угловое перемещение. При этом скорость ротора пропорциональна частоте
импульсов. Основным достоинством привода с ШД считается возможность
построения автоматических систем без
обратной связи по скорости и
положению.
Шаговый двигатель. Шаговый двигатель (ШД) - это электрическая машина, позволяющая преобразовывать импульсы управления в угловые или линейные перемещения фиксированной величины.
По конструкции ШД представляют собой многофазные синхронные двигатели с
явно выраженными полюсами, рассчитанные на работу в широком диапазоне частот
управляющих импульсов, включая нулевую (фиксацию ротора при питании фазной
обмотки постоянным током). ШД различаются прежде всего числом фаз и
типом магнитной системы. Большинство конструкций ШД имеет от двух до шести фаз.
По типу магнитной системы ШД делятся на двигатели с активным ротором и на
двигатели с пассивным ротором.
Ротор активного ШД (рис. 2, a)
представляет собой конструкцию типа звездочки из постоянных магнитов. На
полюсных выступах 1-4 статора размещены обмотки двух фаз I
и II. Обмотки одной фазы располагаются на
противоположных полюсах и соединены последовательно.
Когда по обмоткам I фазы протекает ток положительного
направления (интервал t0 - t1),
ротор зафиксирован в положении, при котором ось полюсов ротора 1-4 расположена
по оси статора 1-3. При отключении фазы I и включении с
отрицательной полярностью фазы II (интервал t1 - t2) ротор,
поворачиваясь по часовой стрелке, фиксируется в положении, когда полюс 2 ротора
располагается по оси полюса 2 статора, а полюс 5 ротора - по оси полюса 4 статора.
Подобным образом на интервале t2 - t3 ось полюсов ротора 3-6 расположится по оси
полюсов статора 1-3, а на
интервале t3 - t4
,ось полюсов 1-4 ротора зафиксируется по оси полюсов 2-4 статора. Далее, на
интервале t4 – t5
электрическое состояние обмоток становится идентичным состоянию на интервале t0 - t1 и начинается
новый цикл коммутации двигателя. Таким образом, после каждого переключения фаз
ротор поворачивается на фиксированный угол, равный в данном примере 30°.
Рис. 2. Конструкции двухфазного шагового двигателя с активным ротором (а) и четырехфазного шагового двигателя с пассивным ротором (б).
За цикл коммутации (t0 - t4 или t5 – t8), состоящий из четырех тактов коммутации, ротор совершает четыре скачкообразных угловых перемещения, называемых шагами. В общем случае угловая величина шага, называемая ценой шага, определяется для ШД с активным ротором формулой
,
где р - число пар полюсов активного ротора; п - число тактов коммутации ШД в цикле.
Конструктивная
схема четырехфазного ШД с пассивным ротором дана на рис., б. Ротор выполнен в
виде зубчатого цилиндра из магнитомягкой стали. На зубчатых полюсах 1-8 статора
расположены обмотки четырех фаз I-IV.
Обмотки одной
фазы размещены на противоположных полюсах и соединены последовательно. При
включенной фазе I (tо-t1) ротор занимает позицию, соответствующую
максимуму магнитной проводимости между полюсами фазы I
и ротором, что соответствует соосности зубцов ротора и зубцов полюсов статора 1
и 5. При включении фазы II (t1-t2) ротор поворачивается по часовой стрелке и
занимает положение, когда зубцы ротора расположены по оси зубцов полюсов
статора 2 и 6. Далее включаются последовательно фазы III
и IV. При каждом такте коммутации ротор поворачивается
на малый угол, в первом такте (t4-t5) следующего
цикла коммутации ротор занимает подобное такту tо-t1 положение, повернувшись за цикл коммутации на
угол, равный зубцовому делению ротора, т. е. на угол, занимаемый одним зубцом и
одним пазом ротора. В данном примере с 18 зубцами на роторе этот угол равен 20°.
В каждом из четырех тактов цикла коммутации ротор поворачивается на
фиксированный угол, равный 5°. Вообще, цена шага
ШД с z зубцами на пассивном роторе при п тактах коммутации определяется выражением
.
Необходимо
отметить, что если поле статора поворачивается за цикл коммутации на полный
оборот, то ротор - на величину зубцового деления, т. е. в таких ШД применен
принцип электромагнитной редукции, из-за чего ШД с зубчатым пассивным ротором
часто называют редукторными. В рассмотренном примере в каждом такте коммутации
поле статора поворачивается на электрический угол, равный π/2, а ротор
перемещается на механический угол, равный 5°.
Реверс ШД осуществляется изменением последовательности включения фазных обмоток на противоположную.
Однако сравнительно невысокие скорости таких двигателей в номинальных режимах во многом ограничили их применение в прецизионных системах. Появление способов управления шаговыми двигателями, переводящих их в режим бесконтактной машины постоянного тока, позволило увеличить максимальные скорости в 5-10 раз при существенном улучшении качества движения.
Появление в практике проектирования координатных систем линейных шаговых двигателей на электромагнитных направляющих с аэростатическим подвесом подвижной части дало возможность разрешить большинство противоречий между точностью и быстродействием систем управления перемещениями, обеспечить стабильность во времени эксплуатационных характеристик оборудования. Возможность самой высокой степени унификации приводных систем на базе линейных шаговых двигателей обеспечивает оперативную сменяемость поколений технологического оборудования микроэлектроники.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.