Технология комплексной диагностики готовности студентов к обучению в вузе

Страницы работы

25 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Диагностическая процедура состоит из  четырех этапов:

  1. Групповая диагностика
  2. Обработка результатов: составление психодиагностического заключения, построения индивидуального профиля, подсчет индивидуального индекса готовности.
  3. Групповое и индивидуальное консультирование студентов, педагогов, кураторов групп.
  4. Коррекционно-развивающая работа.

Комплексная диагностика готовности к обучению в вузе предполагает проведение четырнадцати  методик, продолжительность обследования составляет 120 минут.  В качестве дополнительной методики может выступать методика Т.И. Ильиной «Мотивация обучения в вузе». При построении индивидуального профиля готовности результаты этого теста не используются, но могут быть полезны при анализе полученного материала, при планировании коррекционно-развивающей работы.

Данные психодиагностического обследования используются для выбора индивидуальных форм и методов учебно-воспитательной работы со студентами, разработки коррекционно-развивающих программ по профилактике и преодолению трудностей в обучении.

В условиях вуза диагностика готовности к обучению в одной группе занимает 7 дней, включая групповое обследование, консультации для студентов, педагогов и куратора группы, заполнение характеристик и построение индивидуальных профилей готовности. При этом нагрузка на специалиста, проводящего диагностику, составляет 2 – 3 часа в день.

Компоненты психологической структуры готовности к обучению в вузе

 и методы диагностики

Функциональные блоки

структуры готовности

Деятельностно-важные качества (ДВК), их условные обозначения

Метод диагностики

1.  Личностно-мотивационный

- потребность в достижении (ПД)

- коммуникабельность (К)

- эмпатия (Эм)

- неагрессивность (нАг)

- отношение к себе (ОС)

- профессиональная направленность (ПН)

Шкала оценки потребности в достижении

Тест В.Ф. Ряховского

Методика В.В. Бойко «Диагностика уровня развития эмпатии»

Тест А. Ассингера

Тест «Кто я есть в этом мире?»

Тест-опросник для определения уровня профессиональной направленности (УПН) студентов

2.  Принятие учебной задачи

- приятие задачи (ПЗ)

Методика «Словесные инструкции)

3.  Представления о содержании и способах выполнения учебной деятельности

- вводные навыки (ВН)

Краткий отборочный тест «КОТ»

4.  Качества, обеспечивающие прием, переработку и сохранение учебной информации

- мышление логическое (МЛ)

- мышление гибкость (МГ)

- память вербальная (ПВ)

- память логическая (ПЛ)

- внимание производительность (ВнП)

Методика «Сложные аналогии»

Методика «Словесный лабиринт»

Методика «Выучи слова»

Методика «Смысловая память»

Методика «Расстановка чисел»

5.  Управление учебной деятельностью

- Обучаемость (Об)

- Произвольная регуляция деятельности

Методика «Словесный лабиринт»

Тест «Мяч и поле»

Описание процедуры комплексной диагностики готовности к обучению в вузе

  1. Планирование диагностической работы, определение места и времени обследования студентов, подготовка методик.
  2. Групповая диагностика, диагностика готовности к обучению в вузе проводится групповым методом по 15-25 человек, в отдельном помещении при отсутствии посторонних людей.

Описание методик

Методика «Шкала оценки потребности в достижении»

Методика позволяет выявить степень выраженности потребности человека в достижении (ПД) успеха в любой деятельности, настойчивости в достижении своих целей.

Измерение мотивации достижения происходит с помощью теста-опросника

Похожие материалы

Информация о работе