Комплексная диагностика готовности к обучению в вузе предполагает проведение четырнадцати методик, продолжительность обследования составляет 120 минут. В качестве дополнительной методики может выступать методика Т.И. Ильиной «Мотивация обучения в вузе». При построении индивидуального профиля готовности результаты этого теста не используются, но могут быть полезны при анализе полученного материала, при планировании коррекционно-развивающей работы.
Данные психодиагностического обследования используются для выбора индивидуальных форм и методов учебно-воспитательной работы со студентами, разработки коррекционно-развивающих программ по профилактике и преодолению трудностей в обучении.
В условиях вуза диагностика готовности к обучению в одной группе занимает 7 дней, включая групповое обследование, консультации для студентов, педагогов и куратора группы, заполнение характеристик и построение индивидуальных профилей готовности. При этом нагрузка на специалиста, проводящего диагностику, составляет 2 – 3 часа в день.
Компоненты психологической структуры готовности к обучению в вузе
и методы диагностики
Функциональные блоки структуры готовности |
Деятельностно-важные качества (ДВК), их условные обозначения |
Метод диагностики |
1. Личностно-мотивационный |
- потребность в достижении (ПД) - коммуникабельность (К) - эмпатия (Эм) - неагрессивность (нАг) - отношение к себе (ОС) - профессиональная направленность (ПН) |
Шкала оценки потребности в достижении Тест В.Ф. Ряховского Методика В.В. Бойко «Диагностика уровня развития эмпатии» Тест А. Ассингера Тест «Кто я есть в этом мире?» Тест-опросник для определения уровня профессиональной направленности (УПН) студентов |
2. Принятие учебной задачи |
- приятие задачи (ПЗ) |
Методика «Словесные инструкции) |
3. Представления о содержании и способах выполнения учебной деятельности |
- вводные навыки (ВН) |
Краткий отборочный тест «КОТ» |
4. Качества, обеспечивающие прием, переработку и сохранение учебной информации |
- мышление логическое (МЛ) - мышление гибкость (МГ) - память вербальная (ПВ) - память логическая (ПЛ) - внимание производительность (ВнП) |
Методика «Сложные аналогии» Методика «Словесный лабиринт» Методика «Выучи слова» Методика «Смысловая память» Методика «Расстановка чисел» |
5. Управление учебной деятельностью |
- Обучаемость (Об) - Произвольная регуляция деятельности |
Методика «Словесный лабиринт» Тест «Мяч и поле» |
Описание процедуры комплексной диагностики готовности к обучению в вузе
Описание методик
Методика позволяет выявить степень выраженности потребности человека в достижении (ПД) успеха в любой деятельности, настойчивости в достижении своих целей.
Измерение мотивации достижения происходит с помощью теста-опросника
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.