Школьный тест умственного развития (ШТУР). Описание методики. Обработка результатов тестирования

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Школьный тест умственного развития (ШТУР)

Введение

Школьный тест умственного развития (ШТУР) разработан сотрудниками  лаборатории психодиагностики НИИ общей и педагогической психологии АПН СНГ под руководством К.М. Гуревича. Авторами теста являются М.К. Акимова, Е.М. Борисова, В.Г. Зархин, В.Т. Козлова, Г.П. Логинова. Тест предназначен для диагностики уровня интеллектуального развития учащихся YI –YШ классов. Приступая к подбору заданий, авторы, согласно их понимания нормативности содержания тестов, провели психологический анализ учебных программ и учебников для 6-х и 7-х классов и в течение всей работы опирались на сведения, получаемые в беседах с учителями-предметниками. Понятия подбирались по основным циклам учебных дисциплин, преподаваемых в школе: общественно-гуманитарному, естественнонаучному, физико-математическому. По мнению авторов, эти понятия являются необходимыми для общего развития, формирования миропонимания у детей.

Подбор понятий производился на основе следующих принципов:

1 – вводимые в задания теста понятия должны быть общими, определяющими уровень усвоения предмета, составляющими основу понимания соответствующей школьной дисциплины;

2 – эти понятия должны составлять основной фонд знаний, который необходим любому человеку нашей культуры независимо от получаемого им специального образования и профессиональной подготовки. Поэтому не следует включать в тест узкопрофессиональные понятия;

3 – включаемые в тест понятия должны соответствовать жизненному опыту ребенка данного возраста, должны пониматься детьми.

Тест содержит задания пяти типов, составляющие шесть субтестов: «Осведомленность» (2 субтеста), «Аналогии», «Классификации», «Обобщения»,  «Числовые ряды». Состав субтестов типичен для большинства вербальных тестов интеллекта. Выбор определенных логических отношений был продиктован тем, что они в наибольшей степени смыкаются с учебной деятельностью и занимают значительное место в мышлении взрослого человека.

При экспериментальной проверке заданий авторы анализировали, насколько успешно справляются с ними учащиеся 6, 7 и 8-х классов. Авторы исходили из предположения, что неуклонное увеличение процента успешно выполненных заданий от 6-го к 8-му классу в определенной степени свидетельствует о том, что использованные в данной задании понятия не являются узкоспециальными, необходимыми лишь для усвоения ограниченного раздела программ, а являются основополагающими для данной школьной дисциплины. Именно такие задания и были оставлены в тексте. Далее была проведена проверка самого теста в целом. Эксперимент проводился со школьниками 6 – 8-х классов, выборка составила около 400 человек.

Опыт применения ШТУР позволяет использовать его в школьной психодиагностике для определения уровня интеллектуального развития учащихся.

Психометрическая проверка теста

Школьный тест умственного развития (ШТУР) разработан сотрудниками лаборатории психодиагностики НИИ общей и педагогической психологии АПН СНГ под руководством К.М. Гуревича. Авторами теста являются М.К. Акимова, Е.М. Борисова, В.Г. Зархин, В.Т. Козлова, Г.П. Логинова. Психометрическая проверка теста проводилась авторами на выборке школьников 6 – 8-х классов, общий объем выборки составил около 400 человек.

На основе проведенного исследования были подсчитаны коэффициенты надежности теста (методом корреляции четных и нечетных заданий), коэффициенты валидности (путем корреляций данных об успеваемости и успешности выполнения теста, а также между ШТУР и тестом Амтхауэра), определялась степень приближения к стандартным требованиям данных отдельных испытуемых и выборок в целом и проведен еще ряд статистических процедур по проверке теста [2].

Описание методики

Методика ШТУР состоит из шести субтестов, их названия, количество заданий и время выполнения представлены в Таблице 1. Для группового проведения методики в школьном классе авторы разработали две формы теста – А и Б. Полностью стимульный материал представлен в Приложении.

Перед проведением тестирования экспериментатор объясняет его цель и создает у испытуемых соответствующий настрой с помощью инструкции.

Для правильного проведения тестирования необходимо строго соблюдать инструкции, контролировать время выполнения субтестов (с помощью секундомера), не помогать испытуемым при выполнении заданий. При групповом тестировании должны участвовать два экспериментатора. Один из  них зачитывает инструкции и следит за временем тестирования (табл. 1), а другой наблюдает за учащимися, предупреждая нарушение ими инструкций.

Таблица 1. Время на проведение субтестов

Номер субтеста

Субтест

Число заданий в субтесте

Время выполнения, мин

I

II

III

IV

V

VI

Осведомленность 1

Осведомленность 2

Аналогии

Классификации

Обобщения

Числовые ряды

20

20

25

20

19

15

8

4

10

7

8

7

Инструкция: «Сейчас Вам будут предложены задания, позволяющие  выявить Ваши умения рассуждать, сравнивать предметы и явления окружающего мира, находить в них общее и различное. Эти задания отличаются от того, что вам приходится выполнять на уроках.

Вы будете выполнять 6 разных наборов заданий, каждый из которых, в свою

Похожие материалы

Информация о работе