Индивидуально-типологический детский опросник. Описание методики. Интерпретация результатов

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Индивидуально-типологический детский опросник (ИТДО)

Психометрическая проверка методики

Достоверность выводов о преобладающих индивидуально-личностных свойствах (ведущих тенденциях) подтверждена корреляционным анализом показателей ИТДО с феноменологически близкими или аналогичными по своей сущности данными детского варианта СМИЛ (ММРI), метода цветовых выборов (МЦВ) — адаптированного восьмицветового теста Люшера, результатами самооценки и метода объективного наблюдения (г = 0,78).

Описание методики

Индивидуально-типологический детский опросник (ИТДО) разработан сравнительно недавно. Он основан на концептуальном подходе к понятию «личность» с позиций теории ведущих тенденций. Методика лаконична, содержит всего 61 вопрос. Пункты опросника не вызывают защитных реакций, так как выявляют свойства темперамента, а не социально одобряемые или неодобряемые формы реагирования. Его апробация показала, что методика позволяет уловить основные преобладающие тенденции характера ребенка, базирующиеся на врожденных свойствах, на унаследованном темпераменте, который в известной степени подвергается воздействию среды, влиянию ближайшего окружения, усугубляющего или нивелирующего эти тенденции. Границы применения методики еще предстоит уточнить. Методика прошла апробацию на 112 детях (53 мальчика и 69 девочек) 10-15-летнего возраста. Собчик Л.Н. отмечает, что подростки 15 лет и старше справляются и с вариантом ИТО для взрослых.

Обработка результатов

Отмеченные на бланке ответы обсчитываются по приведенному выше Ключу или с помощью наложенного на бланк Ключа-шаблона. Полученные баллы по каждой из восьми шкал (суммируются ответы «+» и «-») откладываются на соответствующих радиусах. Интерпретация находится в прямой зависимости от количества значимых ответов по восьми шкалам.

Показатели в пределах нормы (3 балла) — гармоничная личность.

•  Показатели, повышенные умеренно (4-5 баллов), — акцентуированные черты.

•  Показатели, выраженные избыточно (6 баллов), — свойства, затрудняющие адаптацию, создающие проблемы для самого ребенка или для окружающих.

•  Сильно выраженные тенденции, компенсированные полярными свойствами (то есть, антитенденциями), являются свидетельством значительной эмоциональной напряженности и признаком наличия внутреннего конфликта, если показатели выше 4 баллов. В связи с тем что дети более эмоциональны, чем взрослые, у них чаще встречаются акцентуированные черты характера и даже целое созвездие акцентуированных черт. Важно обнаружить уравновешенность тех или иных черт полярными, противоположными характеристиками.

•  Показатели от 0 до 1 балла указывают на плохое самопонимание или неоткровенность при тестировании.

Социально-психологические аспекты (лидерство, компромиссность и т. д.) проявляются как акцентуированный или дезадаптирующий стиль межличностного поведения при выраженных показателях (более 4-х баллов) по шкалам соседствующих типологических свойств.

При этом:

•  если по шкале лжи (неискренность) результат превышает 4 балла — данные недостоверны.

•  если по шкале аггравации (подчеркивание проблем) результат превышает 4 балла — черты характера подчеркиваются, преувеличиваются.

Рис. 13. Шкалы измерения индивидуально-типологических особенностей детей

Ключ ИТДО

L Ложь.                  Верно: 16, 31, 45, 46, 57,61.

F Аггравация.        Верно: 2, 6, 17, 18, 32, 47.

I Экстраверсия.      Верно: 12, 42, 44, 49.

Неверно: 14, 60.

II Спонтанность.    Верно: 4, 21, 29, 34.

Неверно: 19,50.

III Агрессивность   Верно: 7, 22, 51, 53.

Неверно: 36, 37.

IV Ригидность        Верно: 9, 24, 26, 39, 41.

Неверно: 56.

V Интроверсия       Верно: 3, 33, 35, 48.

Неверно: 5, 20.

VI Сензитивность  Верно: 15, 28, 43.

Неверно: 11, 13, 30.

VII Тревожность.    Верно: 8, 23, 38, 59.

Неверно: 52, 54.

VIII Эмотивность.  Верно: 10, 25, 40, 55, 58.

Неверно: 27.

Интерпретация результатов

Корневые типологические свойства, лежащие в основе каждой ведущей тенденции, а также использование данных опросника в целях помощи в профессиональном самоопределении, приведены в общем руководстве.

Эмоциональные паттерны и стили поведения выявляющиеся посредством разных шкал, измеряющих индивидуально-типологические особенности детей, приводятся ниже.

Высокие показатели по шкале экстраверсии (I) указывают на избыточную общительность, мешающую целенаправленности действий, на повышенную отвлекаемость, болтливость; при избыточном количестве друзей и знакомых контакты остаются поверхностными, неглубокими (много знакомых — мало настоящих друзей). Такие ученики лучше усваивают материал в игровом, диалоговом режиме, чем по учебникам. Они шаловливы, смешливы, однако достаточно реалистичны и предприимчивы. Могут соврать, чтобы выйти из трудного положения, прихвастнуть, чтобы повысить свою значимость в глазах окружающих.

Напротив, ребята с высокими показателями по шкале интроверсии

Похожие материалы

Информация о работе