Индивидуально-типологический детский опросник (ИТДО)
Психометрическая проверка методики
Достоверность выводов о преобладающих индивидуально-личностных свойствах (ведущих тенденциях) подтверждена корреляционным анализом показателей ИТДО с феноменологически близкими или аналогичными по своей сущности данными детского варианта СМИЛ (ММРI), метода цветовых выборов (МЦВ) — адаптированного восьмицветового теста Люшера, результатами самооценки и метода объективного наблюдения (г = 0,78).
Описание методики
Индивидуально-типологический детский опросник (ИТДО) разработан сравнительно недавно. Он основан на концептуальном подходе к понятию «личность» с позиций теории ведущих тенденций. Методика лаконична, содержит всего 61 вопрос. Пункты опросника не вызывают защитных реакций, так как выявляют свойства темперамента, а не социально одобряемые или неодобряемые формы реагирования. Его апробация показала, что методика позволяет уловить основные преобладающие тенденции характера ребенка, базирующиеся на врожденных свойствах, на унаследованном темпераменте, который в известной степени подвергается воздействию среды, влиянию ближайшего окружения, усугубляющего или нивелирующего эти тенденции. Границы применения методики еще предстоит уточнить. Методика прошла апробацию на 112 детях (53 мальчика и 69 девочек) 10-15-летнего возраста. Собчик Л.Н. отмечает, что подростки 15 лет и старше справляются и с вариантом ИТО для взрослых.
Обработка результатов
Отмеченные на бланке ответы обсчитываются по приведенному выше Ключу или с помощью наложенного на бланк Ключа-шаблона. Полученные баллы по каждой из восьми шкал (суммируются ответы «+» и «-») откладываются на соответствующих радиусах. Интерпретация находится в прямой зависимости от количества значимых ответов по восьми шкалам.
Показатели в пределах нормы (3 балла) — гармоничная личность.
• Показатели, повышенные умеренно (4-5 баллов), — акцентуированные черты.
• Показатели, выраженные избыточно (6 баллов), — свойства, затрудняющие адаптацию, создающие проблемы для самого ребенка или для окружающих.
• Сильно выраженные тенденции, компенсированные полярными свойствами (то есть, антитенденциями), являются свидетельством значительной эмоциональной напряженности и признаком наличия внутреннего конфликта, если показатели выше 4 баллов. В связи с тем что дети более эмоциональны, чем взрослые, у них чаще встречаются акцентуированные черты характера и даже целое созвездие акцентуированных черт. Важно обнаружить уравновешенность тех или иных черт полярными, противоположными характеристиками.
• Показатели от 0 до 1 балла указывают на плохое самопонимание или неоткровенность при тестировании.
Социально-психологические аспекты (лидерство, компромиссность и т. д.) проявляются как акцентуированный или дезадаптирующий стиль межличностного поведения при выраженных показателях (более 4-х баллов) по шкалам соседствующих типологических свойств.
При этом:
• если по шкале лжи (неискренность) результат превышает 4 балла — данные недостоверны.
• если по шкале аггравации (подчеркивание проблем) результат превышает 4 балла — черты характера подчеркиваются, преувеличиваются.
Рис. 13. Шкалы измерения индивидуально-типологических особенностей детей
Ключ ИТДО
L Ложь. Верно: 16, 31, 45, 46, 57,61.
F Аггравация. Верно: 2, 6, 17, 18, 32, 47.
I Экстраверсия. Верно: 12, 42, 44, 49.
Неверно: 14, 60.
II Спонтанность. Верно: 4, 21, 29, 34.
Неверно: 19,50.
III Агрессивность Верно: 7, 22, 51, 53.
Неверно: 36, 37.
IV Ригидность Верно: 9, 24, 26, 39, 41.
Неверно: 56.
V Интроверсия Верно: 3, 33, 35, 48.
Неверно: 5, 20.
VI Сензитивность Верно: 15, 28, 43.
Неверно: 11, 13, 30.
VII Тревожность. Верно: 8, 23, 38, 59.
Неверно: 52, 54.
VIII Эмотивность. Верно: 10, 25, 40, 55, 58.
Неверно: 27.
Интерпретация результатов
Корневые типологические свойства, лежащие в основе каждой ведущей тенденции, а также использование данных опросника в целях помощи в профессиональном самоопределении, приведены в общем руководстве.
Эмоциональные паттерны и стили поведения выявляющиеся посредством разных шкал, измеряющих индивидуально-типологические особенности детей, приводятся ниже.
Высокие показатели по шкале экстраверсии (I) указывают на избыточную общительность, мешающую целенаправленности действий, на повышенную отвлекаемость, болтливость; при избыточном количестве друзей и знакомых контакты остаются поверхностными, неглубокими (много знакомых — мало настоящих друзей). Такие ученики лучше усваивают материал в игровом, диалоговом режиме, чем по учебникам. Они шаловливы, смешливы, однако достаточно реалистичны и предприимчивы. Могут соврать, чтобы выйти из трудного положения, прихвастнуть, чтобы повысить свою значимость в глазах окружающих.
Напротив, ребята с высокими показателями по шкале интроверсии
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.